Тотальная конкуренция: как устроен интернет-маркетинг

Павел Боревич, основатель digital-агентства «Градус», написал книгу «Интернет-маркетинг для предпринимателей», в которой ответил на самые популярные вопросы бизнеса. В Твери он один из ведущих специалистов в этой сфере, впрочем, геолокация «в Твери» не имеет никакого смысла, и вот почему.

– Рынок интернет-маркетинга растет по двум ключевым причинам. Во-первых, множество людей живет в Сети. Даже при просмотре телевизора 88% держат в руках какой-нибудь гаджет: они переписываются в чате или гуглят, например, рейтинг фильма. В прошлом году интернет перешел экватор – теперь он доступен 51% населения в мире (есть куда расти еще Китаю и Индии).

Во-вторых, эффективность рекламы в интернете легко просчитать: быстро отключить то, что не работает, и сконцентрироваться на том, что приносит пользу.

– Какие риски и возможности с этим связаны?

– Я был на лекции главы Сбербанка Германа Грефа на «Территории смыслов», и он сказал интересную фразу: «Мы должны конкурировать не только с другими банковскими продуктами, но и со всеми предложениями в мире».

Действительно, сейчас все конкурируют со всеми, интернет позволяет бизнесу независимо от его местонахождения и масштаба находить себе клиентов. Таким образом, маленькие компании в чем-то могут конкурировать с крупными корпорациями.

– Например, домашние пекарни за счет производства уникальной продукции и работы на конкретную аудиторию могут «отбирать хлеб», скажем, у «Волжского пекаря»?

– Да, они могут использовать индивидуализированный подход, напрямую общаясь с клиентом.

Для бизнеса интернет-маркетинг – это и возможности и риски одновременно. Миллиарды лет назад бактерии научились производить кислород, что привело к гибели многих организмов, но в результате появились мы с вами. Интернет как кислород, и это нормально.

– Как правильно настроить интернет-маркетинг?

– Если коротко и схематично, то, во-первых, нужно обеспечить трафик, привлечь нужных вам людей. Для этого есть разные инструменты: SEO и контекстная реклама показывают ваше предложение тем, кто про что-то подобное спрашивает (например, гуглит товар), а таргетированная реклама ориентирована на тех, кто похож на вашу целевую аудиторию. Следующий этап – посещение клиентом вашей интернет-площадки: сайта, группы в соцсетях, группы в мессенджере и т.п. Все эти инструменты должны спровоцировать на целевое действие, причем необязательно это будет приобретение товара. Есть понятие «цепочка касаний»: чтобы клиент воспользовался вашими услугами, нужно многократно и разными способами напоминать о себе.

– Есть ли какие-нибудь технологические фишки на грани фантастики?

– Сейчас уже сложно чем-то удивить. Но, например, можно загрузить в соцсеть контакты вашей целевой аудитории, система проанализирует данные, найдет нечто общее между всеми аккаунтами и подберет 1% населения России, который похож на вашу целевую аудиторию. Ограничив этот список по географическому принципу, вы можете начать работу с потенциальными клиентами. Помните, что, поставив 250 лайков в соцсети, вы раскрываете себя интернету больше, чем самому близкому человеку.