Майя Кучерская: Большая проза о событиях 2022 года появится через 10 лет

Литературный критик, писательница Майя Кучерская в лектории «Живое слово» рассказала, как литература реагирует на переломные события 2022–2023 годов.

Быстрее всего откликаются авторы литературных журналов, которые пишут рассказы и стихи. Например, рассказ «Думай позитивно» Арины Киселевой, опубликованный в номере 12 журнале «Знамя» за 2022 год. Писательница не использует слова ******, табуированного современным законодательством, однако в тексте передана атмосфера напряженности и тревоги. Александр Переверзин в том же номере пишет:

Я буду ненавидим всеми
и с той и этой стороны,
за то что я молчал во время
братоубийственной весны.
Сидел на незаметном сайте,
надеясь Гнедича сберечь,
теперь вот вылез. Проклинайте
меня, а не родную речь.

Большая проза о событиях 2022–2023 годов обязательно появится, уверена Майя Кучерская:

Литература всегда откликается на большие события, тем более на катастрофические. Но не сразу.

Сколько должно пройти времени, чтобы мы смогли прочитать роман о сегодняшнем дне?

Ремарк опубликовал «На Западном фронте без перемен» о событиях Первой мировой войны в 1928 году, Хемингуэй выпустил роман «Прощай, оружие» в 1929 году. 10 лет понадобилось, чтобы осмыслить произошедшее.

Русская проза об Отечественной войне, в которой Юрий Бондарев, Василь Быков, Григорий Бакланов, Константин Воробьев, Борис Васильев стали рассказывать «окопную правду», возникла более чем через 10 лет после окончания войны.

Такой срок может быть связан с психологическими ограничениями, а кроме того, с цензурными запретами. В случае, если в ближайшие годы будет усилена цензура, мы вновь можем увидеть расцвет Эзопова языка, исторической, фантастической и абсурдистской прозы.

Однако в русской литературе возникло новое поколение 30-летних, которые выросли в новой России и выбрали путь свободного литературного творчества:  Ася Володина, Михаил Кузнецов, Евгения Некрасова, Оксана Васякина, Вера Богданова, Тимур Валитов, Сергей Лебеденко, Елена Тулушева, Ислам Ханипаев.

– Я думаю, они нас еще удивят, – говорит Майя Кучерская.

По традиции лектория был выбран лучший вопрос из зала: «Как вы думаете, насколько будет полезен в нашей ситуации художественно-документальный опыт Светланы Алексиевич, автора книг «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики»?» Майя Кучерская ответила, что, безусловно, разговоры с людьми, вернувшимися оттуда, бесценный документальный материал.

Запись лекции можно посмотреть на канале лектория «Живое слово»

Текст: Дмитрий Кочетков

Фото: Александр Беляков

Расписание лекций на сайте lectory69.ru