Тверской вагоностроительный завод, о продукции которого пишут пресс-релизы, – это лишь верхушка айсберга под названием «Трансмашхолдинг». Над созданием современного оборудования для вагонов, выпускаемых АО «ТВЗ», работают сотни предприятий в Твери и других регионах России. Производство наиболее значимых компонентов для вагоностроения сосредоточено в предприятиях холдинга «Транспортные компоненты», управление которыми осуществляет ООО «КСК» – «Ключевые системы и компоненты».
О вселенной вагоностроения и инновациях, которые внедряются здесь, в Твери, мы поговорили с Олегом Росляковым, руководителем дивизиона электронных и электрических компонентов «КСК». С Олегом мы познакомились на мероприятиях лектория «Живое слово» – ему всегда интересно общаться с лучшими умами страны, ведь решение современных производственных задач требует комплексного подхода.
Империя заводов
– Олег, как образовалась сложная структура предприятий, которые занимаются производством продукции для железнодорожных составов?
– Дело в том, что каждый вид подвижного состава строится на основных элементах (таких, как кузов и тележка) и множестве систем (тяга и торможение, управление, микроклимат, интерьерные системы, входные группы и т.д.). Вместе с тем последние 15 лет «Трансмашхолдинг» реализует стратегию,
направленную на формирование компетенции по основным узлам транспортных средств и по интеграции в них прочих систем, которые должны развиваться отдельно от заводов – производителей подвижного состава.
Таким образом, инновационные производства новых вагонных систем и компонентов образовывались на других предприятиях, их основным заказчиком стали предприятия «Трансмашхолдинга». Многие из них присоединились к холдингу «Транспортные компоненты». Для эффективного управления сформировавшейся группой предприятий в 2017 году была создана управляющая компания «Ключевые системы и компоненты».
Теперь жизненный цикл любого компонента, производимого группой, оптимизирован и унифицирован.
Компания объединила ресурсы предприятий в единые службы: маркетинг, инжиниринг, снабжение, производство, сервис и многие другие.
В 2018 году «КСК» стала управлять не столько производственными площадками, сколько производственными процессами. Были сформированы соответствующие продуктовые дивизионы, объединяющие предприятия по типам продукции и технологиям: климатическое оборудование, системы привода, экстерьер и интерьер, заготовительное производство, а также дивизион электронных и электрических компонентов, который возглавляет ваш покорный слуга.
– Где в Тверской области расположены ваши заводы?
– Где мы с вами находимся (район завода «Стеклопластик» в Твери, теперь – промтехнопарк «КСК». – Прим. ред.), предприятия будут производить почти всю линейку климатического оборудования, интерьера, электрических компонентов и электроники. Несколько предприятий, занятые выпуском указанной продукции, на данный момент расположены в разных районах города Твери и с нетерпением ожидают запуска промтехнопарка «КСК» в начале 2020 года для переезда на современные площадки, оснащенные новейшим оборудованием.
Торжокский вагоностроительный завод, приобретенный холдингом «Транспортные компоненты», будет использоваться «КСК» для развития заготовительного производства, в первую очередь для обработки металла.
Ряд предприятий находится непосредственно на территории АО «ТВЗ».
Создание образцового предприятия
– Какие у вас планы по развитию своего дивизиона?
– Сейчас на территории промтехнопарка мы строим масштабный (3000 квадратных метров) завод по производству электроники, пилотный участок запустим в ноябре. В планах создать образцовое предприятие, максимально автоматизированное, оцифрованное, с полностью роботизированной логистикой. Представьте, что все производственные процессы моделируются на цифровом двойнике, а затем воспроизводятся на реальных площадках. Об индустрии 4.0 много говорят, она неизбежно наступит, но можно подождать пару лет, когда кто-то придет и наладит, а можно самим освоить эти технологии и достигнуть колоссального экономического эффекта, учитывая масштабирование на десятки предприятий.
– Какие новые технологии будут внедрены в ближайшее время?
– Мы думаем о создании интеллектуальной системы видеонаблюдения с нейросетью, которая обеспечивала бы высокий уровень безопасности. Система должна впускать в вагон только тех, кто приобрел билет; сообщать о нестандартных моделях поведения пассажиров – например, если вдруг человек упал или началась драка; допускать к системе управления вагоном только лиц с разрешенным уровнем доступа и т.д. Еще одна задача – мониторинг состояния здоровья машинистов. Система должна анализировать данные о здоровье в режиме онлайн, чтобы предупреждать, например, инсульты. Сам человек может не догадываться, что с ним произошло, но камера видеонаблюдения способна распознать это по лицевой асимметрии – при инсульте нарушается кровообращение в головном мозге, что приводит к искажению лица.
– То есть вы ищете применение новейшим технологиям?
– Железнодорожная отрасль исторически довольно консервативна, отчасти это связано с вопросами безопасности. Задача «КСК» в том числе повысить привлекательность отрасли для инноваций.
Кадры нужно растить
– Где вы берете кадры для десятков предприятий?
– Мы занимаемся подготовкой почвы для появления будущих инженеров. В прошлом году директор компании «Пром-Металл» Андрей Дмитриев предложил проводить экскурсии для школьников на производства, мы приняли в этом участие.
«Трансмашхолдинг» поддерживает «Кванториум», где дети получают начальные технические навыки. На мой взгляд, связка вуз – производство должна быть более тесной. В этом смысле я за идею реформирования образования, которая развивается в рамках Национальной технологической инициативы.
Кроме того, «КСК» принимает участие в открытии в Твери «Точки кипения» – дискуссионной площадки, на кото- рой можно будет проводить мозговые штурмы, заводить деловые знакомства и в конечном итоге подбирать кадры. В общем, для развития компании «КСК» надо поддерживать все возможные точки роста в Тверском регионе.