Как Майк Хайпер разрисовывает Тверь, палит за тобой и мечтает попасть в галерею

«Мы знакомы?» – спрашивает девушка, нарисованная на стене дома недалеко от кофейни «Таун», где мы встречаемся с автором этого и многих других граффити в центре Твери. С творчеством Майка Хайпера знакомы все, у кого есть глаза. У его рисунков глаза точно есть, и они следят за вами, проходите ли вы под строительными лесами или под открытым небом. А вот и он сам. Татуировка Mike Hyper на лице, на костяшках правой руки – «день», на левой – «ночь». «Порисовать хотите?» – предлагает он и ведет за угол, где мы становимся сообщниками и разрисовываем трансформаторную будку. Потом Майк Хайпер приглашает нас на прогулку, а мы записываем поток его мыслей, рожденных в диалоге с нами, городом и граффити других художников.

Граффити как средство общения

Этим летом в центре Твери закрасили несколько моих рисунков. В администрации мне сказали, что они не имеют к этому отношения. В центре города трескается плитка под ногами, разрушаются фасады домов. Десятилетиями никто ничего не делает, чтобы обновить штукатурку и покрасить стену, но, стоит нарисовать на ней что-нибудь, у каких-то коммунальных служб находится время по-уродски замазать граффити.

Тверь не имеет дизайн-кода, город визуально засран пестрой рекламой. А самое главное, что среди руководства города нет интересного человека, который мог бы решать проблемы и говорить с творческими людьми. Пока такая личность не появится, у города не будет развития.

Администрация выделила мне стену далеко от центра: я могу разрисовать ее, но прежде нужно согласовать концепцию. Вряд ли я буду это делать: фишка в том и состоит, чтобы рисовать в центре. Если бы я делал это в каком-нибудь спальном районе, вряд ли бы вы со мной сейчас разговаривали.

***

Во дворе дома на улице Вольного Новгорода, где я снимаю квартиру, мы с друзьями художественно оформили старый деревянный забор. Приятно, что люди приходят посмотреть.

Вообще, для туристов проводят квесты по моим рисункам.

Граффити – это средство общения с другими уличными художниками, горожанами и самим городом.

Стать знаменитым при жизни

У глаза, который я часто рисую, много смыслов. Конечно, возникают ассоциации с масонством, с глобальным управлением. Также это значит, что Майк Хайпер палит за тобой. А если брать шире, то мы выходим на страшную тему, которая будоражит воображение. За тобой все палят: телефоны, компьютеры, камеры видеонаблюдения. Даже если ты уедешь в деревню, спрячешься в темном сарае и окутаешься фольгой, то в углу найдется паучок, который палит за тобой.

Я фрилансер, занимаюсь дизайном. В частности, с командой разрабатывал айдентику для Камчатки, Якутии. Переезжал 13 раз. Новый город – это новая личность Майка Хайпера. В Твери я уличный художник, а в другом месте я, возможно, стану уличным музыкантом

***

Я хочу попасть в галерею – это отдельный мир со своими правилами. Тебе говорят: «Через месяц выставка в Гонг-Конге», и ты должен за это время сделать множество картин, инсталляций под конкретное пространство. Выставка – это отдельный вид искусства. Если в стандартной картине художник закладывает много смыслов в одном произведении, то здесь множество картин должны служить единой концепции. Задача выставки – удивить.

В современном искусстве важен твой бэкграунд – чем ты занимаешься, твоя социальная деятельность, мировоззрение. Кроме того, количество работ – чем больше, тем лучше. И, конечно, контент – работ не существует, если ты не напишешь об этом в соцсетях.

Раньше художники умирали и только тогда становились знаменитыми. Сейчас время идет так быстро, что нужно стать знаменитым при жизни. ■