Михаил Борисов: «Сухово-Кобылин – последователь Гоголя и предтеча Булгакова»

26 сентября в Тверском театре драмы премьера – спектакль «Свадьба Кречинского» по пьесе Александра Васильевича Сухово-Кобылина. Накануне драмтеатр и лекторий «Живое слово» организовали встречу с режиссером Михаилом Борисовым, заведующим кафедрой режиссуры института имени Щукина, широким массам более известным как ведущий «Русского лото».

– Михаил Борисович, расскажите же нам, о чем спектакль? – попросил ведущий вечера Тарас Кузьмин, играющий в спектакле главную роль.

– Я не готов раскрывать тайну спектакля, тем более что вам, Тарас Николаевич, пора бы уже все и так знать, – пошутил Михаил Борисов. – Однако поясню, что было важным для меня. Литература – это первооснова театра, и я отрицательно отношусь к сомалийским пиратам, которые врываются в текст автора и творят с ним что хотят. Если вы видели спектакль Богомолова «Идеальный муж» по Оскару Уайльду, то от Оскара Уайльда там остались рожки да ножки, остальное – капустник, который пришел в голову Богомолову. Щукинская школа подразумевает уважительное отношение к автору. А Александр Сухово-Кобылин – это очень интересный автор, последователь Гоголя и предтеча Булгакова. Он был одним из самых богатых и завидных женихов Москвы (род его древнее Романовых, потому что происходит от Рюриковичей), однако в Париже он влюбился в Луизу Симон-Деманш и привез ее в Россию. Вся Москва стояла на ушах. Сухово-Кобылин и француженка оказались абсолютно несовместимы, однажды в ссоре он ее чуть не убил. Такая невыносимая совместная жизнь продолжалась, пока зверски истерзанное тело француженки не нашли на окраине Москвы. Сухово-Кобылин долгое время был под подозрением, и в этот период он написал «Свадьбу Кречинского». До сих пор неизвестно, причастен ли он был к убийству, но это событие, вероятно, оставило инфернальный след в творчестве Сухово-Кобылина.

Творческая встреча с Михаилом Борисовым напоминала моноспектакль. Он в лицах показал, как посещение Брежневым Томского театра всполошило руководство, и провел параллели с сегодняшним днем.

В свой спектакль Михаил Борисов вовлек и зрителей – одну из слушательниц он усадил за стол с хлебом, маслом и чаем и попросил позавтракать, как будто в зале никого нет. Естественно, девушка чувствовала себя стесненно и зажато.

– А теперь представьте, какую колоссальную работу должен проделать актер, чтобы быть органичным на сцене! Я попросил вас побыть всего лишь самой собой, а актер должен почувствовать и передать переживания других людей.

Михаил Борисов воспитал многих молодых актеров, которые пришли работать в Тверской театр драмы. Например, в «Свадьбе Кречинского» играют его ученики Сергей Бескакотов и Аманда Кварацхелия.

Встреча с Михаилом Борисовым была яркой, остроумной и непредсказуемой, как импровизация. Для самих организаторов оказалось большим сюрпризом, что типография к мероприятию успела напечатать №1 первого научно-популярного журнала в Твери «Умный город: наука, бизнес, технологии».

Издание также будет представлено на форуме Digital days 27-28 сентября, на лекции Станислава Дробышевского 29 сентября, на бизнес-встрече с Дмитрием Потапенко 5 октября и на других мероприятиях лектория.

И, конечно, следите за проектом «PROтеатр» – встречи с режиссерами, драматургами, критиками, которых приглашают Тверской театр драмы и лекторий «Живое слово».