Для нашей рубрики «Логово ученого» мы съездили на кафедру антропологию МГУ и встретились со Станиславом Дробышевским – звездой научпопа.
Календарь его просветительских поездок расписан на месяцы вперед, и тем не менее в Твери по приглашению лектория «Живое слово» Станислав Владимирович бывал несколько раз. 29 сентября он вновь в Твери и расскажет о динозаврах.
Сюрприз для Станислава Дробышевского и гостей – первый номер научно-популярного журнала «Умный город» с ученым на обложке. Внутри – репортаж из логова ученого, интервью и комикс про нашу поездку «Отель «Дробышевский».
А сейчас – про экскурсию, которая местами напоминала сцены из хоррора (смотрите трейлер).
Символ борьбы с мракобесием
Станислав Дробышевский встречает нас на проходной в фирменной футболке «Ученые против мифов», где он изображен скачущим на динозавре и размахивающим джедайским мечом. Правда, джедайский меч, ставший символом борьбы с мракобесием, Дробышевский забыл взять с собой, и мы довольствуемся копьем в кабинете кафедры.
– Подарил один умелец из Нижнего Новгорода. Это не реконструкция, а просто так. Наши предки такую жесть на кривой палке не стали бы делать, – говорит Дробышевский.
В кабинете висят картины, изображающие наших предков. На столе в углу стоит портрет Ленина.
– Это еще не все, – Дробышевский убирает вождя, а за ним – иконографический портрет самого Дробышевского, а точнее, СВ. ДРБШВ. – Поклонники подарили.
Лавка древностей
В кабинете царит творческий беспорядок: черепа, кости, книги, какие-то коробочки – все вперемешку. Допотопные компьютеры выглядят своими в компании древностей.
– Здесь много ненужных вещей, но зачем выбрасывать? Лет через 10 кому-нибудь пригодится.
Археологи в кабинете Дробышевского обнаружили бы несколько культурных слоев – ничего отсюда не выносилось начиная с 1953 года. Как можно здесь что-нибудь не потерять?
– Это регулярно случается. Для дипломной работы я измерял муляжи, и вдруг обнаруживаю окаменевшую бедреную кость – настоящую! Это видно было по губчатой ткани. Оказалось, что ее откопали в 1965 году,а потом потеряли в таких вот шкафчиках. Так в стенах МГУ я совершил археологическое открытие.
Среди повседневных вещей в логове Дробышевского обнаруживаются археологические жемчужины – орудия труда, которым больше миллиона лет: чоппер, рубила, остроконечники, пластины. Их изготавливали разными способами.
– Орудия могли делать из цельного булыжника, обрабатывая его и заостряя края. Также булыжник могли расколоть на несколько частей, которые, как правило, получались уже острыми. Это называют отщепами. Если брали вытянутый нуклеус (булыжник) и раскалывали его по вертикали, то получали пластины.
Среди копий черепов проконсула, Homo naledi, Homo ergaster и других человекообразных есть один загадочный образец – древнейший искусственно деформированный череп.
– Это Homo sapiens, а его на Западе боятся как огня: не дай бог исследовать находку – вдруг впадешь в расизм! У нас такого страха нет, но есть лень. Говорю студентам: «Опишите череп – это же готовая диссертация», но пока никто не берется.
Череп снежного человека
Дробышевский достает из шкафов черепа и рассказывает их историю.
– Это череп снежного человека из Памира! Местные жители сказали антропологу Юрию Рычкову о снежном человеке – алмасты, которого они убили и закопали под деревом. Рычков, конечно, откопал – там лежали останки довольно крупного мужчины, но никак не снежного человека. Наверное, местные до сих пор рассказывают байки про то, как ученые увезли в Москву череп алмасты и скрывают его!
Запасы на случай утечки мозгов
На биофаке есть своя кунсткамера – здесь можно посмотреть (а в некоторых случаях и потрогать) внутренние человеческие органы, зародыши человека и животных. Они залиты формалином или глицерином.
Дробышевский восхищается экспонатами как произведениями искусства:
– Здесь представлена нервная система – не знаю, как удалось отделить мышцы и кости, оставив при этом неповрежденными нервы! Большая часть препаратов готовилась в советское время, и сейчас этот опыт забыт.
Страшно выглядят руки в банке, подготовленные по системе Пирогова:
– Руки заморозили и сделали срез, в таком случае хорошо видны мышечные волокна, сосуды, суставы.
Здесь не только реальные, но и пластифицированные органы:
– Потрогайте пластифицированные легкие, с точностью чуть ли не до клетки воспроизводящие оригинал. Понятно, почему они называются легкими? – Дробышевский передает экспонат. – По сути, человек в своей верхней части – это практически воздушный шарик, поэтому мы и стоим крепко на ногах, не падаем.
А вот мозги здесь представлены реальные. И как столько всего может поместиться в таком небольшом, казалось бы, органе?
– Когда мы узнаем, то сможем делать мегасуперкомпьютеры. Принципы работы мозга мы пытаемся понять с помощью него самого, и в этом проблема.
Мозгов на биофаке большой запас – в подвале они хранятся в огромной ванне размером с комнату.
– Если наступит критический момент утечки мозгов из России, мы легко сможем восполнить потери! – шутит Дробышевский. ■
Фото: Артем Ершов
Смотрите также комикс «Отель «Дробышевский»