Руководитель тверского представительства федеральной сети агентств BeBrand Михаил Анциферов – о вопросах интеллектуальной собственности.
Компания BeBrand входит в ТОП-3 рейтинга Роспатента и за шесть лет активной работы зарегистрировала более 10 тыс. известных российских брендов. Два года назад в Твери открылось региональное представительство компании, которое возглавляет Михаил Анциферов.
– Михаил, насколько сейчас актуальна защита интеллектуальной собственности?
– Очень актуальна. Каждый день в России рассматриваются 70–80 исков, связанных с вопросом защиты интеллектуальной собственности.
Показательно, что материальную собственность мы традиционно защищаем: машины – от угона, квартиры – от взлома. Сложно представить, что кто-то украдет ваш автомобиль, а потом скажет: «Я не знал, что он чужой, я просто прокатился». Между тем с интеллектуальной собственностью часто происходит именно так.
Несколько лет назад этот вопрос не стоял так остро. Но с развитием экономики возрастают риски использования вашего бренда конкурентами или даже мошенниками. Представьте, что вы десять лет пахали на свой бренд, и вдруг кто-то начинает его эксплуатировать или регистрирует его как собственный, запрещая вам работать. Это суровая реальность. В Европе и США это давно поняли и к защите интеллектуальной собственности подходят очень серьезно.
– Что нужно делать, чтобы ваш бренд не украли?
– Проверять ваш товарный знак на уникальность. Наша компания смотрит как по базе зарегистрированных, так и по базе поданных на регистрацию товарных знаков. Большая ошибка – просто гуглить в интернете: многие не находят похожего названия, запускают бизнес, а потом получают иск от правообладателя.
За каждый факт нарушения прав на интеллектуальную собственность вас могут обязать заплатить от 10 тыс. рублей до 5 млн рублей. Кроме того, деньги, потраченные на дизайн, изготовление вывесок, брендинг, оказываются выкинутыми в корзину.
Важно еще на старте регистрировать свою интеллектуальную собственность. Преимущество компании BeBrand в том, что мы выдаем свидетельства о регистрации, то есть гарантируем результат. Мало кто берет на себя такие обязательства – часто компании проводят работу по подаче заявления на регистрацию и просто разводят руками, если Роспатент отказывает.
Надо следить, чтобы ваши права на интеллектуальную собственность не нарушались. Если ваш бренд кто-то использует или, например, эксплуатирует другое название, но сходное до степени смешения, вводя в заблуждение потребителей, мы обязательно это обнаружим.
– Надо ли обращаться в суд, если обнаружили ваш или похожий бренд у другой компании?
– Это личный выбор предпринимателя. Можно запретить использование бренда, а можно, например, заключить договор коммерческой концессии – франчайзинга. Можно взыскать деньги за использование бренда через суд. А можно применить все три способа сразу.
– Сейчас формируются не только бренды компаний, но и бренды личностей. У меня есть знакомые, страницы в соцсетях которых скопированы другими лицами. Можно ли защитить личный бренд?
– Здесь механизм защиты похожий. «Светлана Лобода» или «Элвин Грей», например, тоже бренды, и их регистрировала наша компания.
– Понимает ли бизнес в Твери значимость защиты бренда?
– Безусловно понимает, но больше половины предпринимателей откладывают решение этого вопроса на потом. Мне кажется, недальновидно тратить деньги на рекламу, развитие своего бренда, при этом никак не защищая его от посягательства. Ведь что называть бизнесом, если не бренд? Грамотный современный подход – это защита своей интеллектуальной собственности у профессионалов. ■
Тел.: (4822) 787-805; 8-910-535-30-10