Дмитрий Потапенко в Твери: «Бизнес – это виндсерфинг»

5 октября лекторий «Живое слово» организовал публичную дискуссию «Наука, бизнес, технологии», приуроченную к выходу первого научно-популярного журнала в Твери «Умный город: наука, бизнес, технологии». Хедлайнером мероприятия стал бизнесмен и общественный деятель Дмитрий Потапенко.

Личный пример: как отозвалось слово Потапенко

Потапенко приехал в Тверь на целый день с супругой и восьмимесячной дочкой – у них было время прогуляться, и мы заметили, что предприниматель неплохо ориентируется в городе. Здесь он бывал не раз по бизнесовым и общественным делам.

Новый визит был для нас событием символичным: именно Дмитрий Потапенко несколько лет назад подсказал нам, что наш научно-популярный лекторий, который тогда находился в зачаточном состоянии, станет более эффективным, если строить его по бизнес-модели. Сейчас «Живое слово» – это и лекции звезд научпопа, и занятия для детей младшего возраста, и разговоры с подростками на важные темы, и edutainment – интеллектуальный досуг для всей семьи. Все это функционирует только потому, что нужно людям и они готовы в это инвестировать.

И вот на новом витке развития проекта, когда мы создали научно-популярный журнал, Дмитрий Потапенко принял участие в презентации.

– Есть ли смысл в ваших бизнес-встречах? – спросили его во время дискуссии.

– Спросите Любу, – сказал Дмитрий Потапенко, имея в виду Любовь Кукушкину, основателя лектория.

Да, это работает.

Новый запрос на образование

Как должно измениться образование, чтобы оно соответствовало времени?

Этот вопрос был задан героям журнала – участникам панельной дискуссии. Тамара Лапезова уже отвечает на него делом – она создала частную школу «Игрек», в которой создают условия для самостоятельного исследования и погружения в предмет. Школьная палочная система, к сожалению, лишает детей радости познания, а Тамара ставит цель развивать интерес и любопытство.

О новых подходах в вузах рассказал Никита Востров, председатель практико-ориентированного научно-технического клуба «Physica. Начало пути» в ТвГУ:

– Во-первых, не должно быть никаких постулатов: так можно, так нельзя. Учитель – это наставник, который советует студенту, в каком направлении развиваться. Во-вторых, сейчас очень важно развитие целостности личности: мало только инженерных знаний, нужны и мягкие навыки – умение работать в команде, креативность, системное мышление. В-третьих, обучение должно происходить через конкретные кейсы, выработанные совместно с предприятиями.

«Зачем вы помогаете просветительским проектам?» – это вопрос задали Константину Иванову, директору компании «Максимум девелопмент». Он, в частности, поддерживает проект для подростков «Большое будущее» и медицинский просветительский проект «Доктор наук» в лектории «Живое слово».

– Я хочу показать, что в Твери можно и нужно жить. Недавно моя дочь заблудилась в Лондоне и призналась, что там, в незнакомом городе, ей было совсем не страшно, в то время как в родной Твери ей некомфортно. Я хотел бы, чтобы мои дети жили здесь, чтобы в Твери было чем заняться, и такие проекты, как лекторий «Живое слово», необходимы городу.

Бизнес и технологии

Какие технологические продукты мы увидим в будущем?

– Честно, не знаю, – сказал Дмитрий Горынин, директор Технологического центра Accenture. – Но можно сказать, какие у них будут признаки. Это, конечно, уникальность. Высокотехнологичные продукты убивают конкурентов – второго «Яндекс такси» быть не может. Здесь главное – успеть. Новые продукты будут приходить из ограниченного числа центров. Они будут максимально персонифицированы – сейчас реально узнать о вас почти все, основываясь на технологиях больших данных и искусственного интеллекта. И конечно, преуспеют те продукты, в которых будет заинтересован бизнес. Например, применение технологий беспилотного транспорта в автомобилях имеет резон,  а вот в поездах и самолетах – вряд ли.

Павел Боревич, основатель digital-агентства «Градус», приоткрыл секрет технологий в интернет-продвижении, которые кажутся фантастическими, но уже используются если не вами, то вашими конкурентами.

Замдиректора компании «Норд Авто» Максим Серковский рассказал о 25-летнем пути компании, которая стала первым в Тверском регионе дилером иностранной марки, а именно Renault. Ключ к успеху – это высокие стандарты обслуживания и квалифицированный персонал. В компании есть даже «Академия Норд Авто» по обучению сотрудников.

Елена Шуневич рассказала о компании «ДКС» – мировом лидере по производству кабеленесущих систем, которое расположено в Твери. Она пригласила на экскурсионные туры по предприятию, которые вскоре организует лекторий «Живое слово» в рамках проекта «Умная Тверь».

***

Дмитрий Потапенко прокомментировал услышанное и ответил на вопросы зрителей. Как всегда, он был афористичен. Мы записали яркие цитаты.

Айтишник – это официант

– Технологии всегда следуют за бизнесом. У вас в карманах потрясающие банковские приложения, которые не сравнятся с европейскими и американскими. Вы удивитесь архаичности их сайтов и услуг. У меня была идея внедрить эти технологии на Западе, но я понял, что там это не нужно потребителю.

***

– Не технология создает сервис, а вы его создаете. В этом смысле айтишник – это официант в дорогом ресторане. Однако если вокруг одни столовые на самообслуживании, то официанту делать нечего. К сожалению, российское IT напоминает мне такого официанта в пустом поле. Остается либо работать на государство и создавать ГАС-выборы (и это уже не IT, а потеря квалификации), либо находить свою нишу в Америке или Германии. В России ловить нечего, потому что нет бизнеса с такими запросами. Вы заложники того, что мы дохнем.

***

– Недавно я общался с деканом экономического факультета МГУ Александром Аузаном и спросил его, как изменились студенты. Он подметил, что студенты стали приложением к гаджетам, а не наоборот. Память перешла во внешний источник, у многих пропало критическое мышление.

Для маркетологов это отличная возможность – можно доносить то, что считаешь нужным. Сегодня рулят те, у кого есть критические способности и коммуникативные навыки. Технология – это всего лишь инструмент в руках коммуникатора.

Пружиньте ножками и включайте мозг

Я ни фига не бизнес-мотиватор, я не Арнольд Шварценеггер и просто делюсь своим опытом, даю практические советы, которые меняются в зависимости от ситуации. Те, кто ходит на бизнес-тренинги, чтобы попрыгать и посчитать от одного до пяти и обратно, похож на наркомана. Он воткнул – хорошо, классно, но важно, что будет потом. Для меня критически важно, к каким действиям приведет тренинг. Если только к тому, чтобы прийти на следующий тренинг, то вас просто доят. Это дурные деньги, и они должны быть откачаны.

Сергею Мавроди надо памятник поставить уже за то, что он выявлял лохов

***

Местные производители жалуются, что федеральные торговые сети поглотили рынок. Но «Магнит» и «Пятерочка» не могут взять местные товары на полки, иначе перестанут быть федеральными. Местных производителей должны брать региональные сети. Но, сколько ни говори, они не могут распозиционироваться и найти свою нишу. Конкурировать с федеральными сетями и вставать рядом с ними бессмысленно, нужно делать ставку на, условно говоря, фермерские продукты или какие-то другие уникальные свойства товаров. По такому пути пошел, например, «ВкусВилл».

***

Экономика развивается волнами. Когда волна опускается, это называют кризисом, хотя это всего лишь нижняя точка экстремума. Бизнес отличается тем, что умеет ко всему приспосабливаться. Мой знакомый продавал кондиционеры, и в 2014 году спрос на них катастрофически упал. Я посоветовал осознать, что он не кондиционеры продает, а потребность в чистом воздухе. Тогда он стал продавать воздушные фильтры. Платежеспособность потребителей падает, и в этой ситуации нужно продавать не товар, а потребность. Пружиньте ножками и включайте голову, и все будет хорошо.

Платежеспособность потребителей падает, и в этой ситуации нужно продавать не товар, а потребность

***

– Мы имеем ту власть, которую заслужили. Не важно, кто придет после Путина. Если мы не изменимся, то мы из условного Навального сделаем Путина №2. Мы должны признать, что большинство, которое смотрят «Дом 2», – это наши люди, и никуда от этого не деться. Но есть и тонкая прослойка мыслящих людей, таких, как мы с вами. Я принимаю участие на таких встречах, чтобы вы не чувствовали себя в одиночестве и в темноте.

Фото: Мария Кочерова

# умный город тверь