Дробышевский: «Ищу сапиенса»

Мы сидим со Станиславом Дробышевским в одной из аудиторий кафедры антропологии на деревянных скамьях 1950-х годов. За нами наблюдают бюсты древних людей реконструкции Герасимова, черепа и пара скелетов, не считая (а может, включая) видеооператора и фотографа.

Загадка культуры мустье

– Удалось ли вам этим летом сделать археологические открытия?

– Я, слава богу, антрополог, а не археолог, но руковожу летом археологической практикой для студентов второго курса в деревне Хотылево Брянской области. Да, мы нашли части орудий неандертальцев в том месте, где они не предполагались.

– Где вы копали?

– На берегу Десны, где располагались несколько древних стоянок. В Хотылево-1 представлена микокская культура неандертальцев, это примерно 100 тыс. лет назад. В Хотылево-2 находят культуру граветт около 20 тыс. лет назад, знаменитую малыми статуями, резьбой по кости. Недалеко деревня Бетово – здесь стоянки неандертальцев примерно 30 тыс. лет назад. Так что в одном месте несколько культур, и это очень хорошо.

– Тяжело было на раскопках?

– Нормально, я там написал продолжение «Баек из грота».

– О чем мечтают антропологи?

– Антропологи бывают разные. Процентов 90 занимаются живыми людьми, их мечта – большая выборка, послушные студенты, пенсионеры, спортсмены, которые бы не дрыгались и претензий не писали. Я же занимаюсь антропогенезом – в идеале я должен приезжать на раскопки и анализировать находки, но мне самому приходится принимать участие в экспедициях.

– О чем мечтаете вы сами?

– Конечно, найти неандертальца в полный рост. Но если мы обнаружим сапиенса, это даже круче будет. Дело в том, что неандертальцев находят в культуре микок. Есть еще родственная культура мустье, и на Западе с ней также связывают неандертальцев, а на Ближнем Востоке находят следы сапиенсов: неандертальцы и сапиенсы делали одинаковые орудия. Кто же на Русской равнине представлял культуру мустье, до конца непонятно.

ДНК из почвы

– Появляются ли новые технологии, которые помогают изучать древности?

– Сейчас можно выделить ДНК не только из зубов, костей, но даже из почвы. Другое дело, что это очень дорогой анализ, и его можно применить в какой-нибудь раскрученной пещере, а в Хотылево вряд ли получится. Технологии позволяют по зубному камню определить, кого и что ели в прошлом! Так мы узнаем и рацион древних людей, и флору, и фауну конкретного периода.

Вообще, все новые технологии сначала проходят обкатку. Так, например, когда в первый раз расшифровали геном египетского фараона, оказалось, что в образец занесли много современных загрязнений и раскрыли чуть ли не ДНК самих исследователей. Сейчас же это обычная и точная процедура.

– Россия участвует в разработке инновационных методов?

– Наша технологическая база рухнула в 1990-х, но российские ученые принимают участие в международных проектах, ничто не мешает им ездить за рубеж. Зато с исследованиями у нас все чудесно. На Западе вообще не ведутся раскопки открытых стоянок среднего палеолита, за исключением, может, Германии. В России же это частая практика.

И потом, на Западе ученые впадают в ступор, когда натыкаются на сапиенса. Они тратят кучу денег на получение данных, но не могут их анализировать и делать выводы, потому что не верят в расы из-за своей пресловутой толерантности. Расоведение там запрещено, а мы спокойно можем заниматься научной обработкой этой информации.

Религия Копья

– Встречаются ли среди антропологов верующие?

– Если ученый является верующим, то у него отсутствует научное мышление. Как я могу быть уверен, что сделанные им выводы достоверны? Точно ли какое-то орудие было обнаружено в этом месте? Может быть, ученый в это просто верит?

– Вы часто спорите с верующими?

– Я считаю это бесполезным делом и первым никогда не начинаю.

– Вы читали Библию?

– Читал, но для разговоров с верующими это вовсе не обязательно. Недавно на канале «Спас» мой оппонент по фамилии Лего в качестве аргумента предъявил, что я некрещеный, поэтому не могу что-либо понимать в христианстве. Интересно, а он может что-то понимать в иудаизме, если он не обрезанный? Или в веровании древних майя? Религий много, а принципы, на которых они строятся, одни и те же.

Представьте, если я буду бегать с этим копьем, колоть всех подряд и призывать: «Верь в это Копье, верь в это Копье! Ты читал Писание Копья?»

Я, например, могу изобрести религию Копья и сказать, что это Копье сотворило мир и даже пострадало в результате своего творчества – видите, острие обломилось. Если я буду тихо верить и никого этим копьем не тыркать, то кому я мешаю? Но если я буду бегать с этим копьем, колоть всех подряд и призывать: «Верь в это Копье, верь в это Копье! Ты читал Писание Копья?», то, конечно, это будет неправильно. Так что я против, когда религия начинает вмешиваться в чужие дела.

– Случалось ли вам кого-нибудь переубедить?

– Я не ставлю такой цели. Как правило, твои аргументы влияют не на верующих, а на неопределившихся. Но и над, казалось бы, безнадежными победы у меня есть. Однажды православный институт заказал мне курс по антропологии, и один из студентов потом признался, что мои лекции изменили его взгляды.

Великий трындец

– Ощущаете ли вы, что антропология стала популярна?

– Одно дело – смотреть прикольные ролики на «Ютубе», но гораздо прикольнее самому заниматься исследованиями, я ж таки не замечаю ажиотажного спроса на нашу кафедру. Антропологи по-прежнему штучный товар.

– Почему все-таки антропология популярна на «Ютубе»?

– Потому что это про нас, любимых, про историю наших предков. Люди хотят знать свое прошлое и будущее.

– И какое будущее нас ждет?

– На мой взгляд, сейчас мы на пике цивилизации, а впереди нас ждет великий трындец. Энергетические и прочие ресурсы кончаются, ничего принципиально нового человечество не придумывает. Если в XX веке мы стали свидетелями полета в космос, автоматизации, роботизации, то сейчас развитие идет только в количественном отношении, да и то замедлилось. По одному из сценариев, мы вернемся в состояние первобытного общества. Хотя… как правило, самые страшные предсказания не сбываются, поэтому я намеренно говорю об апокалипсисе.

– Часто ли вас узнают на улицах?

– Бывает, и это очень приятно. Меня узнали даже на таможне в Израиле и пропустили без проблем. Недавно на лекции подошла девушка, сказала, что мои лекции спасли ее от депрессии. Минимум двум-трем я чем-то помог, и это здорово! ■

Читайте также комикс «Отель Дробышевский» и репортаж из логова ученого.

Фото: Артем Ершов