
Тимур Жаббаров – о современных тинейджерах и их проблемах
«Большое будущее» – это просветительский проект для подростков на базе лектория «Живое слово». Мы приглашаем спикеров, умеющих разговаривать с тинейджерами на важные темы, на которые не все родители могут и хотят говорить со своими детьми. Тимур Жаббаров, директор компании Smart Course, провел в Твери интенсив по осознанному выбору и нашел общий язык с аудиторией. Модный парень, например, отметил, что у спикера такие же клевые кроссовки. После лекции мы поужинали с Тимуром в ресторане La Provincia и поговорили о специфике подросткового возраста.
– Тимур, подростки – какие они? Интересные, милые или, наоборот, слишком заморочные?
– Подростки – это люди, проживающие один из самых сложных периодов в жизни. Почему-то, когда человек разводится, все его поддерживают, спрашивают: «Ну, как ты?» А подростки переживают слом всего: физиологии, представлений о жизни, ценностных ориентиров, а люди вокруг, как правило, морщатся: «Слушай, ты какой-то странный!»
Основная проблема, что на их переживания всем плевать. Диалог с подростками получается лишь тогда, когда они видят, что кто-то ими искренне интересуется. Основное слово – «искренне». Подростковый период нельзя проскочить – его нужно пережить и родителю и ребенку, и тогда вы извлечете полезные уроки.

– Какой запрос у современных родителей?
– «Почините машинку, она не знает пути истинного».
– То есть дети не субъект, а объект?
– Пока в основном так. Конечно, есть тренд на демократизацию. Если раньше подростков вообще не спрашивали, чего они хотят, то сейчас распространенный месседж – «Пусть он сам выберет то, что я считаю правильным».
– Отличаются ли современные подростки от нас с тобой в свое время?
– Отличаются. Подростки встраивают в свое поведение паттерны, которые сейчас работают. Если технические навыки в тренде, подростки возьмут их на вооружение и будут использовать гаджеты. И наоборот, что не нужно в этом мире, подростки не возьмут. Мы часто обвиняем их в некоммуникабельности.
Извините, а вы последний раз когда общались, а не просто ждали паузы, чтобы вставить свое мнение?
Подростки – это зеркало своего окружения. Родители часто злятся на своих детей, видя неприукрашенную копию себя.
– Какие сейчас кумиры у подростков?
– Мне не нравится слово «кумир». Я за фанатизм, когда он про дело, а не про конкретного человека. Если подросток собственное целеполагание подстраивает под целеполагание другого человека, это, я считаю, хреновая позиция. Мне кажется, современные подростки собирают своих кумиров «по частям»: Илон Макс крут, потому что строит космические корабли; Эминем крут, потому что управляет толпой. Хотя кто сейчас слушает Эминема.

– Бывает ли, что в твою компанию обращаются не родители, а сами подростки?
– Бывает, но очень редко, потому что платят всегда родители. Правда, были случаи, когда ребята-предприниматели сами платили за курсы.
– Бизнес-образование полезно детям?
– Это история не про образование, а про умение брать на себя ответственность и принимать решение, видеть проблему и хотеть ее решить.
Предпринимательство лишь одна из граней зрелой, взрослой позиции
– Ты работаешь с подростками уже семь лет. Что это дало лично тебе?
– Это помогло мне лучше понять, что такое ответственность и право на решение. Раньше было так: ты идешь с друзьями в ресторан, и у тебя даже мысли нет предложить свой вариант. Ты не чувствуешь того, что реально хочешь. Была стойкая привычка соответствовать внешним ожиданиям. А сейчас я понял, как это здорово, когда делаешь так, как считаешь нужным, и есть люди, которые, о чудо, тебя принимают таким, какой ты есть. ■
Текст: Любовь Кукушкина
Фото: Мария Кочерова