Шаг за шагом, считает коммерческий директор завода «РЖЕВМАШ» и депутат Ржевской городской думы Вячеслав Замятин.
Элементы системы «Умный город», которые были апробированы в Москве, отечественные компании собираются экспортировать, в частности, во Вьетнам. В то же время в России реализуются всего лишь несколько пилотных проектов – в Липецке, Таганроге, Дубне… Дойдет ли очередь до Тверской области?
В регионе об этом ведутся разговоры. Так, перспективам цифровизации был посвящен первый в Твери IT-форум Digital Days. Мы поинтересовались мнением практика – муниципального депутата и руководителя завода «РЖЕВМАШ» Вячеслава Замятина.
.
Не город, а компьютер
– Вячеслав, что представляет из себя концепция «Умный город»?
– Представьте, что у вас есть цифровой двойник города и вся информация о нем отражается в режиме онлайн: транспортные потоки, состояние объектов ЖКХ, загруженность поликлиник и т.д. Вы получаете объективную картину и можете оперативно реагировать, исправляя возможные сбои. Например, можно предотвращать транспортные коллапсы, аварии на сетях, значительно экономить электроэнергию. В умных городах Европы даже мусорные контейнеры сообщают о том, когда они наполняются, и это позволяет оптимизировать вывоз отходов.
Сначала я довольно скептично относился к реализации идеи в России, но опыт Москвы убедил меня в том, что мы на правильном пути. Причем не только в мегаполисах – Дубна также показывает хорошие результаты.
Таким образом, «Умный город» – это возможность повысить эффективность управления, наиболее оптимально использовать ресурсы и создать комфорт для граждан. Разве вы не хотели бы иметь мобильное приложение, которое предупреждало бы вас о пробках, позволяло регулировать уровень отопления в доме, оставлять жалобы, скажем, на ЖКХ и следить за устранением проблем? Ваш город будет напоминать компьютер с дружественным интерфейсом.
– В основе, я так понимаю, лежат технологии больших данных, именно поэтому в построении системы «Умного города» участвуют крупнейшие мобильные операторы.
– Да, но суть в том, чтобы не просто собрать, а научиться интерпретировать большие данные и трансформировать их в управленческие решения.
.
Следите за статусом обращений онлайн
– Поможет ли цифровизация в борьбе с бюрократией?
– Проблема с бюрократией в том, что люди годами пишут жалобы и получают отписки, а дело с места не сдвигается. Как правило, письма жителей не доходят до лиц, принимающих решения, и кочуют из инстанции в инстанцию. Я общался с избирателями в Ржеве и понимаю, о чем говорю.
Между тем любой предприниматель вам скажет, что все решается элементарно в программе взаимоотношений с клиентами CRM, в которой фиксируются поступление заявки и ее история вплоть до окончательного результата. В органы муниципальной власти можно внедрить аналогичную программу, только заявки клиентов заменить на обращения жителей. Принципиальной разницы здесь нет.
– То есть вы предлагаете контролировать взаимодействие власти и общества как бизнес-процесс?
– Именно. На нашем предприятии и во многих крупных компаниях бизнес-процессы оцифрованы.
Главная ценность для бизнеса – это клиент, так и для власти главной ценностью должен быть гражданин, разве не так?
– Если говорить о взаимодействии институтов власти, то насколько сейчас применяется электронный документооборот?
– К сожалению, сейчас это выглядит скорее как пародия на электронный документооборот: секретарь получает письмо по электронной почте, распечатывает, ставит печати у директоров, сканирует, отсылает… Процесс не автоматизирован, не оцифрован, причем не только в органах власти, но и на предприятиях. На Западе этот процесс идет быстрее, потому что там конкуренция заставляет компании постоянно искать новые способы оптимизации и внедрять технологические новинки. Мы отстаем, но неизбежно придем к этому.
.
Искусственный интеллект – помощник депутата
– Вы уверены, что Ржев или любой другой город Тверской области возможно сделать умным? Дубна, которую вы упоминали, имеет совершенно иное финансирование.
– Все это на самом деле не так дорого. Кроме того, никто не говорит о том, что завтра мы создаем цифровой двойник Ржева. Для начала нужно изучить опыт развитых стран и идти к этому шаг за шагом, начиная, как всегда, с себя и развивая цифровую культуру. Например, я в рамках своих компетенций как руководитель завода буду к этому стремиться, а также попытаюсь оцифровать отношения с избирателями.
– А готово ли население к этому, поймет ли?
– Смотрите, в моем телефоне около 300 контактов избирателей, а в моем округе тысячи граждан. Я физически не могу принять и выслушать каждого. Если объяснить гражданам, что вы можете оставлять жалобы чат-боту, который их обработает и сведет в единую систему, а затем программа будет фиксировать движения по каждому конкретному обращению, то люди должны все понять. Главное, что это позволит работать эффективнее. Цифровизация, надеюсь, сделает отношения общества и власти прозрачными.
Текст: Любовь Кукушкина
Иллюстрация: фотография Степашина Ф.В. «Ржев с птичьего полета»