Бизнес Константина Иванова, директора компании «Максимум Девелопмент», – это наполнение новым смыслом зданий и общественных пространств в разных регионах России. Для души в своей родной Твери он поддерживает такие просветительские проекты, как лекторий «Живое слово» и культурный центр «Рельсы».
– Константин, в Твери стало модным посещать интеллектуальные мероприятия, объединяться по интересам. Замечаете ли вы, что формируется единое сообщество активных людей?
– О гражданском обществе, наверное, говорить рано, но образуются культурные очаги – есть лекторий «Живое слово», есть «Пушка», есть «Рельсы» и так далее. Они объединяют людей, и в этом их главная ценность. Когда «Рельсы» открыли краудфандинг на запуск культурного пространства, множество людей откликнулись. Задача этой акции даже не в том, чтобы собрать деньги, а в том, чтобы вовлечь людей. И пусть таких культурных пространств и таких сообществ будет больше. Когда очагов много, возникает ощущение общности.
– Можно ли сказать, что это тренд нашего времени?
– Да, в разных регионах можно увидеть нечто подобное, но со своей спецификой. В Москве таких проектов больше. Там есть даже объединения пенсионеров, которые делятся друг с другом своими умениями – например, чинить телевизоры, табуретки. Все началось вообще с движения соседей в Финляндии – пожилым людям выделили пространство, где они могли бы что-то делать, ремонтировать старые вещи. Туда приходили и молодые семьи, чтобы перенимать опыт, так осуществлялась связь поколений.
Сейчас появляются разные социальные проекты, у них может быть бизнес-составляющая, но это совсем не про деньги, а про нечто большее.
– Власть должна поддерживать такие проекты?
– Если власть не хочет отрываться от общества, то она должна включаться в то, что волнует людей. В других регионах я знаю примеры, когда социальным проектам предоставляются бесплатно помещения и оказывается прочая поддержка без требования чего-то взамен.
– Наверное, лучше не надо – есть примеры народных инициатив вроде «Бессмертного полка», когда они были присвоены властью и подверглись эксплуатации.
– Да, власть может использовать это в своих целях, но в масштабировании «Бессмертного полка» я ничего плохого не вижу, это закономерность.
– Зачем вы поддерживаете социальные проекты, если у вас нет здесь никаких бизнес-интересов?
– Это мой способ быть счастливее и чувствовать, что я делаю что-то хорошее. Я рассказываю об этом детям – может быть, сначала им было странно, что я трачу на социальные проекты больше ресурсов, чем на них, а потом поняли. Теперь дети тоже пробуют вносить свой вклад – не деньги, конечно, а свое время.
– Где вы черпаете энергию?
– Семья – самый глубинный источник. Я просто не могу представить себя без семьи, без любви. Что еще? К своим успехам и поражениям я отношусь ровно. Но искренняя человеческая благодарность меня очень вдохновляет.
Текст: Любовь Кукушкина