Кукша – это птица семейства врановые, давшая название деревни Кукшево в Подмосковье, где в перерыве между путешествиями по Африке, Австралии, Америке обитает Евгения Тимонова. Ее муж – мультипликатор Андрей Кузнецов (Akuaku) не разбирается в орнитологии и называет Кукшево не иначе как Кукуево, а Женя обыгрывает это название и делает из него бренд QQevo. Здесь, в глуши, читал лекции антрополог Станислав Дробышевский, устраивал экскурсии по грибным местам миколог Михаил Вишневский, снимались сюжеты для «Все как у зверей». Редакция «Умного города» побывала у Жени в гостях. Мы сделали прикольный комикс и не менее прикольное интервью.
Кабаны и рысак
– Дом два года назад напоминал экзувий – экзоскелет, оставшийся после линьки насекомого, – рассказывает Женя. – Теперь он словно продолжение моего тела. Вспоминается история про пятерых наших хомяков, между которыми кипели шекспировские страсти, в результате выжила одна самка. Тогда мы купили ей трехэтажную клетку, и первое время она просто носилась, как пуля, вверх-вниз, и у нее было такое выражение: «Йеху! Я всех убила и заслужила этот дворец!» Я ее отлично понимаю.
– Вы здесь арендуете?
– Да, дом принадлежит Александру Аболицу, главному редактору журнала «В мире животных», ведущему проекта «Планета лошадей» на канале «Живая планета». Когда я искала дом, он мне предложил пожить в нем бесплатно две недели, и я не смогла отсюда уехать. На чердаке – библиотека олдскульных книг по ботанике и зоологии – сразу видно, что их собирал один из первых учеников Николая Дроздова.
– У вас здесь есть какие-то животные?
– Неделю жил орловский рысак Баркан, приехал бороться с бурьяном на участке. Даже сняли тогда выпуск «ВКУЗ жизни»: с Аболицем готовили ему конскую кашу, потому что перед соревнованиями одного бурьяна мало. Был козел Теон. Но этот не столько боролся с бурьяном, сколько постоянно сбегал. Пока искали, познакомилась со всеми соседями, тоже польза. Водятся кабаны: бежишь вечером вдоль леса, а оттуда визг, треск. Много птиц. Ходили бердвочить с орнитологом Евгением Кобликом, насчитали 42 вида за утро.
– А местные жители знают, что вы Евгения Тимонова?
– Нет, в деревенском костюме не узнают. Ну, или очень вежливые.
Дробышевский и Марков
– Как пришла идея устраивать здесь лекции?
– Однажды оплатила аренду, посчитала, сколько у меня осталось, и придумала гедонистический дачный лекторий выходного дня. Лучшие идеи приходят не от хорошей жизни. На самом деле это здорово – взять и организовать самой все что хочешь прямо у себя дома. На Дробышевского народу было не протолкнуться, вместо одной лекции вытрясли из него целых две. А когда читал лекцию Александр Марков, я резала параллельно сыр для гостей, и был такой странный 3D-эффект: как обычно вожусь на кухне и слушаю Маркова, только в этот раз он настоящий.
Здесь же мы снимаем новый проект «Все как у зверей» – «ВКУЗ жизни», программу про еду и ее биологию. Кулинарное шоу для тех, кто не смотрит кулинарные шоу, а смотрит научпоп. В чем проблема популярных интервью с учеными? Академичность сковывает, беседы или остаются формальными ответами на вопросы, или превращаются в очень интересные, но все-таки лекции (посмотрите Колмановского у Шихман). А совместная возня вокруг приготовления еды объединяет и раскрепощает. Еще чайку?
Космические туристы и Бонифаций
– Куда вы в ближайшее время поедете?
– Март – Коста-Рика, начало мая – Эфиопия, июнь – Перу, август – дайв-сафари на Красное море, октябрь – Намибия, ноябрь – Аргентина. Ну и по мелочи, можно посмотреть на нашем сайте vkuz.pro.
– Это путешествия в первую очередь для съемок, для туристов или для себя?
– Все сразу. Чем я, собственно, занимаюсь – создаю некий текст, укрепляющий связь между людьми и другими животными. Я как муравей-ткач – все это стягиваю и сшиваю. Есть разные способы: выпуски «Все как у зверей» в ютубе, «Животная страсть» на ТВ, большие лекции, QQevo, экскурсии в зоопарк – и вот теперь еще и путешествия. Наша первая съемочная экспедиция была в Кению, мы поехали в 2014 году вдвоем с режиссером – и уже тогда жалели, что рядом не было никого, с кем всем этим поделиться. Самые яркие впечатления просто не вывезешь, нужно все показывать на месте. Видео – хороший продукт, но совсем другой. В 2015-м мы с Николаем Дроздовым свозили группу «космических туристов» в Австралию. И это была настолько фантастическая поездка, что с тех пор не останавливаемся.
– А для себя вы ездите отдыхать?
– Только что был первый отпуск за полтора года, две недели на острове Пханган. Думали с Андреем: приедем и ничего-ничего не будем делать, совсем. На третий же день идем в местный русский клуб на лекцию астронома Пулковской обсерватории. Тоже «приехал отдыхать». И коварная хозяйка клуба: «А может, и вы у нас что-нибудь прочитаете?..» Я думаю: «Нет, нет, Женя, держи себя в руках, заткнись и отдыхай!» – и говорю: «Ну, давайте». Неделю готовилась. Дети бегают, собаки лежат в песке, на стене Ганеша, а ты стоишь босиком на сцене и рассказываешь тайским дауншифтерам про биологию стресса. Каникулы Бонифация.
Ленивцы и василиски
– Вы придумываете сюжеты перед путешествиями заранее или все получается на ходу?
– Сначала планировали, но все происходит совсем не так, как ты предполагаешь, и это здорово.
– А что вас удивило больше всего?
– Ленивцы. Сначала думали: «Что там снимать? Веселее про какую-нибудь водоросль». Но оказалось, совершенно удивительные звери, с кучей невероятных примочек и даже по-своему быстрые. Не ползают, а буквально перетекают из одного положения в другое. И пока ты впадаешь от этого в транс, раз – его уже нет.
– Какое ваше любимое место?
– Наверное, Коста-Рика. 6% мирового биоразнообразия на маленьком пятачке. Африка – это скатерть-самобранка, на которой красиво разложены звери, но из сафарийника тебя не выпускают, боятся, что сожрут. А в Коста-Рике можно ходить где угодно. Животные не такие огромные, зато вот они – только руку протяни. Тучи птиц, древесные лягушки, огромные бабочки, самые большие в мире стрекозы, ленивцы висят прямо на проводах, броненосцы роются в газоне, василиски бегают по воде… Присмотришься, что за фигулечка? А это сам муравей-пуля! В Коста-Рике просыпается детский восторг перед живой лужей: сядешь и смотришь, целый мир – и все близко, все рядом.
Крапива и сычуаньский перец
Мы провели у Жени часа четыре, и хозяйка угощала нас не только байками про популяризаторов, но и рыбой навага с рисом и подливкой из подберезовиков, которые собрала недалеко от дома.
Вообще, тема еды часто возникала в разговоре – и суп из крапивы («У меня тут крапивная житница – суп делается как щи, только вместо капусты нужно класть крапиву минут за пять до готовности»), и сычуаньский перец («Другие перцы жгут, потому что воздействуют на терморецепторы, а этот возбуждает вибрационные рецепторы: ощущение такое, как будто лижешь батарейку, восприятие вкуса меняется очень сильно»), и мухоморы («После лекций Вишневского даже мои родители, потомственные сибирские грибники, пересмотрели отношение к «нетрадиционным» грибам»).
В общем, голодными мы не остались. А Женя 25 апреля обещала заехать в лекторий «Живое слово», ждем теперь ее в гостях!
Текст: Дмитрий Кочетков
Фото: Артем Ершов
Читайте также материал о лекции Евгении Тимоновой в Твери «Любовь страшнее кокаина».