Федор Катасонов – о нетревожном подходе к здоровью ребенка

Педиатр Федор Катасонов, автор книги «Федиатрия. Нетревожный подход к ребенку», рассказал в лектории «Живое слово» о европейских стандартах, которые часто расходятся с российской практикой, и ответил на популярные родительские вопросы.

.

Когда надо обращаться к врачу?

– Главное правило врача – «не навреди». Большинство детей от рождения здоровы, и медицина должна вмешиваться в двух случаях, – объяснил Федор Катасонов. – Первый – когда риски от бездействия выше, чем риски от вмешательства. Кашель, насморк, высокая температура часто проходят сами собой и опасны лишь при некоторых красных флагах. Второй случай – когда ребенку плохо: боль, бессонница, снижение качества жизни… Ребенок не должен страдать. Но если у него температура 38, а вы не можете за ним угнаться, чтобы дать пилюли, то не стоит его мучать.

Сама по себе температура безвредна, если ребенок не испытывает дискомфорт. Как правило, за три дня она проходит. Если нет – обратитесь к врачу. Также проконсультируйтесь с педиатром, если температура держится без симптомов ОРВИ.

.

Что пить от вирусов?

– Нет лекарства от ОРВИ. Они проходят сами собой. Когда попадаются очень тревожные родители, врач может назначить плацебо, например ложку меда три раза в день. Болезнь пройдет сама, а родители успокоятся.

Противовирусных средств не существует. Однако заблуждение, что вирусы можно убить антибиотиками, живуче даже среди врачей.

– Например, в поликлиниках назначают антибиотики при вирусной пневмонии, хотя они помогают только при бактериальной пневмонии, – сказал Федор Катасонов. – Конечно, вирусная может перейти в бактериальную, и врачу проще сразу все прописать «на всякий случай», чем контролировать ход заболевания. Но проблема в том, что антибиотики не работают на предупреждение.

.

Чем опасны антибиотики?

– Неоправданный прием антибиотиков может привести к антибиотикорезистентности – нечувствительности к этим препаратам, – ответил Федор Катасонов. – Микрофлора передается от человека к человеку, поэтому каждый несет ответственность и за своих близких. Сейчас все чаще оказывается, что человека просто нечем лечить – его бактерии отлично натренированы.

Если через два дня приема антибиотика нет положительной динамики, дальше его принимать бесполезно. Надо проконсультироваться с врачом и либо вообще отменить антибиотики, потому что они были назначены неправомочно, либо – в меньшинстве случаев – подобрать другой препарат.

/

Нужно ли много обследований?

– Если врач назначает анализы, вы имеете полное право спросить зачем. Хороший врач объяснит, что такие-то симптомы вызывают у него подозрения такой-то болезни и обследование должно это подтвердить или опровергнуть. Но чаще всего анализы назначаются просто так. Для ребенка это лишний стресс, лишний поход в больницу. Если у ребенка без показаний берут кровь, на Западе это считается жестоким обращением с детьми. Да и польза от анализов сильно преувеличена – в них довольно большая погрешность.

Часто бесчисленные обследования – это оправдание существования врача. Детей первого года жизни направляют к десяти специалистам. Цель здесь одна: «размазать» ответственность за здоровье малышей по разным врачам. На самом деле педиатр должен направлять ребенка к узкому специалисту, только если выявил реальную проблему.

.

Когда прививки противопоказаны?

– Показания к прививке – это сам факт рождения, – афористично выразился Федор Катасонов. – Но есть противопоказания, написанные в инструкции к прививке. Это температура выше 38, обострение хронических заболеваний, судорожный синдром, тяжелая аллергическая реакция на такую же прививку ранее. Скажите, что из этого выявляется по анализу крови? Без симптомов никакие анализы сдавать не нужно. В зарубежной медицине нет понятия медотвода, а в России им злоупотребляют. У меня был пациент, которому не делали прививку из-за уровня гемоглобина 109. Когда гемоглобин поднялся до 110, прививку сделали.

Одна из слушательниц пожаловалась на похожую ситуацию и спросила, что делать.

– Можно сменить врача. Но, если вы хотите поспорить, спросите его, на какие рекомендации он опирается, давая медотвод? Почему врач подвергает ребенка опасности подхватить инфекцию? Ведь риск от прививки гораздо меньше, чем риск от медотвода.

Вопреки стереотипам, за один раз можно ставить несколько прививок.

– Организм может одновременно справиться с 9000 антигенов, за два года ребенок получает всего 170 антигенов. Те, кто отдает детей на обучение в Европу или США, знают, что там ребенку за раз делают все прививки, что были пропущены.

.

Как отличить хорошего педиатра от плохого?

Педиатр Александр Трусевский, молодой коллега Федора Катасонова, задал наболевший вопрос:

– Что делать, если ты руководствуешься доказательной медициной: не прописываешь лишние антибиотики, не делаешь лишние анализы, а пациенты не верят и идут в платную клинику к кандидату наук за лечением, которое в принципе не требуется?

– Знакомая ситуация, – кивнул Федор Катасонов. – Некоторые и про меня говорят: «Зачем идти к Катасонову, он ничего не пропишет». Все зависит от вашей цели. Можно постараться объяснить родителям, показать им документы, рекомендации. Хотя с некоторыми людьми спорить бесполезно – лучше отпустить. А степень «кандидат медицинских наук» для терапевта скорее минус: это значит, что человек кучу времени потратил на бесполезные вещи и умеет прогибаться под систему. Я не знаю ни одной диссертации, имеющей практический смысл в терапии.

– Как определить хорошего доктора? – спросила одна из мам.

– Сложно назвать четкие критерии. Ведь и плохой врач может случайным образом назначить верное лечение. Наверное, хороший доктор может объяснить все, что он делает. Он постоянно обновляет свои знания и не стесняется учиться вместе с вами.

Текст: Дмитрий Кочетков