Алексей Паевский и Анна Хоружая в лектории «Живое слово» рассказали о «Медицине в искусстве», проанализировав с естественнонаучной точки зрения шедевры мировой живописи. Мы отобрали пять наиболее интересных, с нашей точки зрения, кейсов.
Моне. Сумерки. Венеция
Анна Хоружая: Начиная с 1908 года у Клода Моне начинаются проблемы со зрением – возрастная катаракта и помутнение хрусталика, из-за чего волны короткого спектра становятся невидимыми, мир предстает в желтовато-красных оттенках. Это видно по картине «Сумерки. Венеция».
Алексей Паевский: Однако в 1922 году Моне решился на операцию и стал одним из первых пациентов, которым удалили хрусталик. Один глаз спасти не удалось, но вторым художник стал видеть отлично, причем, судя по картинам, он стал даже различать цвета в ультрафиолетовом спектре.
Боттичелли. Рождение Венеры
Алексей Паевский: На картине изображена Симонетта Веспуччи – красавица флорентийского Ренессанса, ее изображали в том числе в образе Клеопатры. Фамилия ей досталась от мужа Марко Веспуччи – родственника знаменитого мореплавателя Америго Веспуччи, первооткрывателя Америки. Симонетта была любовницей Джулиано Медичи, младшего брата правителя Лоренцо Медичи, что было нормально по нравам того времени. Симонеттой Веспуччи восхищалась вся Флоренция, однако она умерла совсем молодой, в 23 года.
Анна Хоружая: Обратите внимание на покатость ее плеч, особенно опущено левое плечо. Симонетта умерла от костной формы туберкулеза. Сегодня Минздрав убеждает, что туберкулез не представляет опасности, если его контролировать, однако участились случаи, когда антибиотики первой, второй, третьей линии перестают действовать. И только совсем недавно, в 2019 году, был изобретен впервые за 20 лет новый антибиотик четвертой линии, который будут назначать в таких сложных случаях.
Леонардо да Винчи. Мона Лиза
Алексей Паевский: Портрет был написан по заказу Франческо дель Джокондо, торговца тканями. На картине изображена его жена Лиза Герардини. По описанию Вазари, пока Леонардо работал, женщину развлекали музыканты и шуты. Ни о какой загадочной улыбке Моны Лизы вплоть до середины XIX века не говорили – мемом это стало после того, как эту тему раскрутил Теофиль Готье.
Анна Хоружая: Что же не так с Лизой Герардини? Какие только диагнозы ей не ставили! Стоматологи предположили, что у Моны Лизы нет передних четырех зубов! Обращали внимание и на то, что у нее нет бровей, хотя изначально они были, просто Леонардо нарисовал их неким инновационным лаком, который со временем стерся.
Однако если приглядеться, то в уголках глаз можно увидеть небольшие комочки – кстантелазмы, подкожные отложения липидов, образовавшиеся из-за гиперхолестеринемии, повышенного содержания холестерина в крови. На руках у Моны Лизы липома. Также у нее утолщенная шея – это признак гипотериоза. В то время это было обычным состоянием беременных (а портрет писался, когда героиня была в положении): организму не хватало йода для образования гормонов в щитовидной железе, и ткани железы начинали разрастаться.
Микеланджело. Сотворение Адама
Алексей Паевский: В потолке Сикстинской капеллы нас интересует четвертый из девяти сюжетов Книги Бытия, глава 1, стих 27: «И сотворил Бог человека по образу и подобию Своему». Фреска была создана по заказу папы Юлия II, и приятным бонусом для Микеланджело была возможность делать анатомические вскрытия. Никакой болезни здесь, конечно, нет, но в этой сцене художник зашифровал изображение мозга.
Анна Хоружая: Что интересно, впервые на это обратил внимание американский гинеколог в 1995 году, сопоставив прориси сечения головного мозга и контуры того облака, в котором появляется Бог с ангелами. Совпадение практически один в один! Так, например, газовый шарфик, который падает с плеча ангела, – это позвоночная артерия, нога ангела – это гипофиз. Структура мозга передана очень точно.
Утермолен. Серия автопортретов
Алексей Паевский: Английский художник Уильям Утермолен мог бы стать еще более знаменитым, если бы не его тяга к реализму, который не так котировался на фоне современного искусства. Интересующие нас автопрортреты были сделаны уже после завершения им карьеры художника.
Анна Хоружая: В начале 1990-х годов Утермолен отправился в Париж договариваться о выставке и решил зайти в Лувр, но вдруг он обнаружил, что забыл, где это находится. Проблемы с памятью возникали у него и раньше, но это был совсем уж вопиющий случай. Утермолен рассказал об этом жене, та сначала схватилась за сердце, потом схватилась за руку мужа и отвела его к врачу. Выяснилось, что у него болезнь Альцгеймера, лекарства от которой не найдено до сих пор, все средства проваливаются на этапе клинических испытаний.
Но Утермолену повезло – он познакомился с медсестрой, которая убедила его не бросать рисование и, возможно, тем самым продлила его жизнь. По автопортретам мы видим, как Утермолен постепенно забывает, как рисовать, и его последняя работа напоминает кляксу. Сейчас арт-терапия – это единственное средство, полезность которого доказана. Это не только рисование, но и танцы, разнообразные обучающие программы.
P.S. 6 мая Алексей Паевский и Анна Хоружая расскажут в лектории «Живое слово» о «Нейропрорывах 2019 и начала 2020 года» онлайн, зарегистрироваться можно на сайте lectory69.ru. Ранее в Твери они читали лекцию «Можно ли прокачать мозг».