Во время пандемии для многих предпринимателей защита своего бренда стала еще более актуальной. Почему это произошло и какие уникальные возможности сейчас есть у бизнеса, мы поговорили с руководителем тверского представительства BeBrand Михаилом Анциферовым.
– Михаил, вы много общаетесь с тверским бизнесом. Как вы восприняли пандемию?
– Коронавирус по-разному повлиял на разные сферы, но в целом, конечно, это было испытание на жизнеспособность. Выжили те, кто наиболее эффективно вел бизнес.
– Что изменилось в вашей работе?
– Половина клиентов после объявления пандемии взяла паузу – для них было непонятно, как будут дальше развиваться события. Однако те, кому удалось сохранить бизнес в этот непростой период, осознают, что такой сильный бренд нужно тем более регистрировать.
На самом деле пандемия актуализировала вопрос защиты интеллектуальной собственности. Многие предприниматели усилили работу в интернете, а это совершенно другой уровень конкуренции, здесь абсолютно открытые границы. Если у вашего магазина такое же название, к примеру, как у магазина в Иркутске, то до поры до времени вы можете думать, что правообладатели не увидят вашу вывеску. Но, как только вы создаете сайт и продаете услуги в интернете, не имея зарегистрированного товарного знака, риски резко возрастают.
– Есть ли в Твери примеры, когда к бизнесмену предъявили претензию за непреднамеренное использование чужого бренда?
– Каждый год число таких случаев возрастает, можно в этом удостовериться по судебной статистике, но и она не полная, потому что не каждое дело доводится до суда. Например, в Твери недавно произошла такая ситуация: предприниматель открыл магазин оптики, а потом компания из Подмосковья – правообладатель бренда – написала ему претензию с требованием возместить 200 тысяч рублей. Доведение дела до суда в данной ситуации повлекло бы лишние издержки, поэтому мы рекомендовали клиенту договариваться с правообладателем, и нам удалось снизить требование в два раза. Предприниматель заплатил компенсацию и переименовал свой магазин, в этот раз уже зарегистрировав товарный знак.
– Насколько распространена практика регистрации брендов малым и средним бизнесом?
– Если сравнивать с другими странами, то там невозможно открыть свое дело без регистрации товарного знака, и это, с одной стороны, разгружает суды, а с другой, делает работу предпринимателей более безопасной. У нас же такие требования не закреплены законодательно, хотя по закону о рекламе нельзя рекламировать незарегистрированный товарный знак.
Те предприниматели, которые серьезно вкладываются в свое дело, понимают, насколько важно защитить свой бренд. Представьте, что вы потратили ресурсы на вывеску, на сайт, на репутацию, а потом объявляется правообладатель и запрещает вам вести деятельность. Кроме того, за каждый факт нарушения суд может обязать вас заплатить от 10 тыс. до 5 млн рублей (статья 1515 ГК РФ).
– Вы заключили договор с Венчурным фондом Тверской области. Какие преимущества это дает предпринимателям, зарегистрированным в регионе?
– Фонд финансирует 80% регистрации вашего бренда, то есть вы платите всего 20%. Я бы сказал, что 2020 год – самое время для того, чтобы защитить свой товарный знак. Также вы можете абсолютно бесплатно обратиться к нам за консультацией, чтобы проверить ваш бренд на уникальность. Если же вы, к несчастью, уже столкнулись с проблемами, то мы готовы оказать профессиональную помощь.
Это факт
Компания BeBrand в 2019 году заняла первое место в рейтинге Роспатента по регистрации товарных знаков.
Текст: Любовь Кукушкина
Фото: центр «Мой бизнес»