Публикуем гид от главного кинокритика страны, составленный по итогам онлайн-встречи в лектории «Живое слово».
«Дау» – страшный эксперимент
Задумывавшийся как байопик о физике Льве Ландау, фильм вышел за рамки сценария Владимира Сорокина и превратился в эксперимент по реконструкции советской жизни.
Актеры живут в специально построенном институте; если они в кадре пьют коньяк или занимаются сексом, то это происходит по-настоящему, а снимает их Юрген Юргес, оператор Фасбиндера и Ханеке. Можно ли создавать антитоталитарный фильм в тоталитарных условиях? Илья Хржановский разворошил осиное гнездо этических вопросов.
Школа Сокурова
Александр Сокуров, наверное, центральная фигура молодых российских режиссеров. Выпускникам его мастерской в Кабардино-Балкарии нет и 30 лет, а они создали выдающиеся и непохожие друг на друга фильмы.
«Софичка» Киры Коваленко – экранизация повести Фазиля Искандера, взгляд на абхазский опыт с неожиданного, женского ракурса.
Кантемир Балагов, дважды участник Каннского фестиваля, в «Тесноте» рассказывает о девушке, переживающей похищение брата, а в «Дылде» – о двух подругах в послевоенном Ленинграде, которые ищут счастье там, где его, казалось бы, нет.
«Глубокие реки» Владимира Битокова – редкий разговор о национальных меньшинствах, которые составляют на самом деле большую часть нашего общества.
В фильме «Мальчик русский» Александра Золотухина главный герой едет на Первую мировую войну и в первом же бою теряет зрение. Это яростная метафора того, что насилие ослепляет.
Московская школа нового кино
Дмитрий Мамулия руководит Московской школой нового кино, и в 2019 году он снял фильм «Преступный человек», в котором видятся отсылки к «Постороннему» Камю и «Шоссе в никуда» Линча. Кино на грузинском языке, что еще раз подтверждает: у нас много национальных оптик для взгляда на мир.
Как и Сокуров, Мамулия учит свободному поиску. Посмотрите «Календарь» Игоря Поплаухина, сейчас он снимает фильм про Янку Дягилеву.
Артхаусный вариант сказки про спящую красавицу – «Город уснул» Марии Игнатенко.
ВГИК «Дебют»
Примеры эстетского и, с другой стороны, прямолинейного осмысления 1990-х – это «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» Александра Ханта и «Бык» Бориса Акопова.
Хант это делает через раскрытие отношений отца и сына, а Акопов ведет диалог с прошлым о настоящем.
Раскрепощенный разговор
Вместе с «Быком» Акопова приз журнала «Искусство кино» разделил фильм «Sheena 667» Григория Добрыгина.
Это история любви по интернету молодого человека из Вышнего Волочка к проститутке из Америки.
В преодолении нашей постсоветской зажатости и желании разговаривать о сексе и любви пронзительнее всего оказываются женщины-режиссеры.
«Верность» Нигины Сайфуллаевой, первый артхаусный фильм не Звягинцева и не Хлебникова, который в прокате оказался очень успешен.
«Интимные места», снятые Наташей Меркуловой и Алексеем Чуповым, как и «Человек, который удивил всех», – это попытка раскрепощенного разговора.
Коммерческое кино
Егор Баранов, автор отличных легкомысленных фильмов-комиксов («Гоголь»), снял достаточно успешный и лихой фильм «Аванпост».
Одна из самых удачных комедий – «Холоп» Клима Шипенко, который в прокате положил на лопатки фильмы «Вторжение» и «Союз спасения».
Во время карантина вышел дебют Егора Абраменко «Спутник» – фантастический триллер. Фильм отсылает к 1984 году и позволяет рассматривать сидящую в нас советскость как некоего паразита, которого мы не можем изгнать. Интересно сравнить с «Дау», который говорит об этом без всякой фантастики.
* Встреча с Антоном Долиным состоялась за пару месяцев до выхода сериала «Чики» – несомненно, он должен быть в этом списке.
Читайте также статью про феномен якутского кино «Якутия победила Голливуд».
Общайтесь с лучшими лекторами страны лично в лектории «Живое слово». Расписание на сайте lectory69.ru
Текст: Дмитрий Кочетков