IT-индустрия может стать драйвером развития тверской экономики. Сегодня в Твери десятки IT-компаний – от международных Accenture и EPAM до небольших команд. Однако без решения проблем, таких как отток и нехватка кадров, шанс может быть потерян. В 2019 году состоялся форум Digital Days, где правительство региона анонсировало меры поддержки отрасли – от снижения налогов до создания профильного министерства. «Умный город» спросил у IT-директоров и власти, что изменилось за это время, а также про кадры, удаленку, сообщество, вузы и власть.
IT + власть
Тверской технологический центр Accenture совместно с правительством области был организатором форума Digital Days.
Дмитрий Горынин, директор Технологического центра Accenture
Как международная компания мы понимаем важность развития IT-индустрии в регионе, ведь это позволит и нам расти быстрее. Таков был основной стимул для проведения IT-форума.
Нам важно было решить и стратегические задачи: понять, какое место Accenture занимает в регионе, протестировать локальный рынок IT-услуг и оценить уровень его зрелости. Мы поняли несколько вещей. Во-первых, в регионе нас воспринимают как крупного экспортера IT-услуг, который создает высокотехнологичные рабочие места и пополняет местный бюджет.
За 2020 год сумма налогов, которые Accenture заплатила в бюджет Тверской области, составила почти 150 млн рублей.
Во-вторых, нас признают экспертами в IT.
В-третьих, наш бренд позитивно влияет на имидж региона.
Что касается рынка IT-услуг, мы констатировали его отсутствие. Компаний, готовых закупать IT-услуги в производственных масштабах, в Тверской области нет.
Accenture активно участвует в жизни города. С какой целью?
Мы считаем, что драйверами роста индустрии должны быть крупные компании. Нам важно не просто находиться в Твери, но и менять город к лучшему. И мы делаем свой вклад, активно работая над образовательными и социальными проектами.
Чем может помочь региональная власть?
Ключевое – это кадры. В Тверской области работает система подготовки кадров для IT-сектора – от уроков информатики и школьных кружков до вузов и IT-компаний. Это действительно очень важно.
Но эта система отстает от потребностей отрасли, ей не хватает мощности и вариативности.
Число специалистов, которое она производит в год, в разы меньше требуемого. Мне кажется, звеньям этой цепи, особенно вузам, не хватает амбиций. Им нужно ставить цель попасть в списки лучших вузов России и мира, ведь похожие задачи ставят перед собой тверские IT-компании.
Второе – это среда. У айтишника есть семья и хобби. Хотелось бы, чтобы дети учились в хорошей школе и престижном вузе, чтобы члены семьи тоже могли профессионально расти, чтобы городская среда была качественной и безопасной.
Мой опыт показывает, что IT-специалист уезжает не потому, что не нравится тверская компания, а потому, что в Москве или Питере комфортней жить.
Третье – это помощь власти в продвижении компаний-резидентов: выстраивание диалога, заинтересованность в развитии, проведение совместных мероприятий.
Четвертое – помощь в снятии административных барьеров. Приведу конкретный пример. Официально в открытых конкурсах крупнейших государственных компаний есть понятие «региональная ставка на выполнение работ», которая ниже столичной. То есть существуют территориальные ограничения на выполнение работ по предоставлению IT-услуг. Например, работы можно выполнять только из Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода.
Мне кажется, региональная власть должна быть заинтересована в отсутствии такой сегрегации по территориальному признаку.
Игорь Александров, совладелец Jet Rockets
На мой взгляд, развитие IT-сектора надо стимулировать косвенно. Например, власть может запустить бесплатные курсы английского, без которого в IT делать нечего. Или издать каталог IT-компаний, где отметить специализацию, вакансии и представлять его на выставках и конференциях. Это поможет компаниям встретиться с потенциальными клиентами, а студентам – понять, какие игроки есть на рынке, и найти подходящую работу.
Александр Балашов, совладелец Redis
IT-компания – это замкнутая система. Внутри мы создаем правильную социализацию, точечно подбираем людей в команду, ведем серьезные международные проекты. Это нас сплачивает. Но создается ощущение, что каждая компания помещена в свой аквариум, а на улицу выйти страшно.
Айтишники уезжают не из-за денег, а из-за отсутствия комфорта, досуга и правильной социализации. Если вложиться в городскую среду, люди потянутся, из других регионов тоже. Нужно ремонтировать тротуары и исторические фасады, прятать провода с улиц, срочно ввести дизайн-код для вывесок и рекламы. Особенно важны культурные, досуговые и научно-популярные проекты. Так мало инициативных людей осталось в городе! Нужно занести их в Красную книгу и трепетно беречь.
IT + кадры
Кадровая проблема – главная в тверском IT. Все решают ее по-разному, но спрос все равно кратно превышает предложение.
Александр Кривоногов, директор Wizard
Мы уже два года решаем кадровый вопрос самостоятельно. Набираем группу студентов политеха (реже ТвГУ и колледжа имени Коняева) и готовим их по собственной учебной программе. Предлагаем стажировку, оплачиваем стипендию. Выпустили уже около 50 человек, 35 из них трудоустроены, 30 остались работать в «Визарде». А всего в компании работают 150 человек.
Мы стараемся держать зарплаты сотрудников на уровне московских. 20 лет назад каждый второй уезжал в Москву. Возвращаться стали после кризиса 2008 года, а сейчас наши сотрудники в основном тверские. Они соотносят себя с этим местом, здесь живут их друзья и родственники.
Вадим Шавлюкевич, сооснователь Oprosso
Недавно мы изменили кадровую политику. Раньше брали «джуниора» и обучали самостоятельно, а сейчас за более высокую зарплату приглашаем «сеньора» из других компаний. До пандемии нанимали только в офис, а сейчас несколько сотрудников удаленно работают из Москвы.
Наши главные конкуренты – гиганты вроде Mail.ru Group, «Сбера» и «Яндекса», которые могут предложить зарплату в 1,5 раз выше рынка. С другой стороны, не все любят большие бюрократические структуры. А у нас дружеская атмосфера, к тому же сотрудник имеет возможность влиять на продукт: участвовать не только в программировании, но и в разработке. Для многих это важно.
Александр Балашов
В Твери исторически сильное техническое образование. Только мои однокурсники основали 5–6 небольших IT-компаний. Сейчас, кажется, регион теряет эти позиции. Нужно помочь нашим университетам привлекать лучших преподавателей и студентов из других регионов. Еще в Твери не учат на дизайнеров в IT и менеджеров цифровых продуктов, это мы можем дать только сами. Часто к нам приходят люди, далекие от IT, например химики, бариста. Это умные ребята, которые с нуля осваивают профессию.
Марина Черепанова, руководитель HR-направления технологических центров Accenture в России
Accenture растет быстрее, чем было запланировано, сейчас в Твери нас больше 500. Но и этот рост недостаточен, в мире сохраняется огромный спрос на разработку. Если бы в Твери не был ограничен рынок трудовых ресурсов, найм был бы еще выше.
Как вы решаете кадровый вопрос?
Мы активно работаем со школами, вузами и колледжами. Проводим бесплатные курсы, устраиваем дни карьеры, помогаем оборудовать классы. Эксперты Accenture ведут курс по бизнес-анализу и проектной деятельности в ТвГТУ, курс по большим данным в колледже имени Коняева, курс по языку Java в IT-кубе. Эти шаги направлены на привлечение новых сотрудников. Но нам важно удержать и существующих коллег.
Мы ежедневно работаем над тем, чтобы понять, что делает айтишника счастливым – от удобства офиса до бенефитов, которые входят в соцпакет.
Регулярно проводим опросы, собираем обратную связь после каждого мероприятия.
По вашему опыту, какие ценности для айтишника ключевые?
IT – это высокоинтеллектуальная среда. Мы про современные технологии, интересные проекты, личностное развитие. Если предложить опытному соискателю 200 тысяч за бесперспективный, бюрократизированный и неинтересный проект, я уверена, большинство откажется.
Какая текучка в Accenture?
До 10%, большинство уезжает в Москву. Но есть и те, кто возвращается: заработали денег, без кредита купили квартиру в Твери и вернулись в Accenture. Мы не конкурируем с Москвой, а делаем все, чтобы в Твери было комфортно.
IT + удаленка
Пандемия изменила рынок труда в IT. Многим стало проще решиться на переезд или на удаленную работу. Глобальным трендом становятся распределенные компании.
Дмитрий Горынин
Пандемия ускорила уже существующие тренды. То, что сейчас называют удаленной работой, в IT существует уже много лет. Пандемия просто значительно увеличила процент айтишников, работающих вне офиса. Еще один тренд – выравнивание заработных плат. В этом плане IT-рынок в России и в мире очень неравномерный. Но тренд на выравнивание рынка был и до пандемии. Сейчас он ускорился.
Александр Балашов
Изоляция вынудила всех работать удаленно и встречаться в Zoom. Это было непривычно и болезненно вначале. Люди вообще редко меняют привычки, поэтому цифровизация так медленно происходит в мирное время. Сейчас все ускорилось. Мы видим, что почти не осталось «обязательных» личных встреч. Многие останутся на удаленке и после пандемии. Но офисы, конечно, никуда не денутся.
IT + сообщество
О том, что айтишники должны объединяться и усиливать друг друга, говорится не первый год. Несколько лет в Твери активно работало сообщество Tver IO, которое проводило митапы и конференции и знакомило программистов друг с другом. С началом пандемии оно снизило активность. Параллельно обсуждается идея IT-кластера, который собрал бы компании на одной территории.
Игорь Александров
На мой взгляд, IT-сектор в Твери развит лучше, чем, например, в Туле или Рязани, но хуже, чем в Прибалтике. Объединяясь, мы становимся сильнее. Я помню, что на митапы Tver IO приходили новые люди, не понимая, чего ждать от тверского IT, а мы показывали им не только митап, но и высокий уровень индустрии в целом.
Вадим Шавлюкевич
Пару лет назад я входил в IT-сообщество, которое собирал Артем Козырев. Приходили руководители, делились кейсами, обсуждали бизнес-проблемы. Потом Артем уехал в Москву, и проект закрылся. Я считаю, что сообщество должно быть. В нашей сфере нет конкуренции: чем больше сообщество, тем больше вероятность найти партнера и реализовать свои идеи.
Дмитрий Горынин
IT-сообществу Твери не хватает одной важной составляющей. А именно, подсообщества IT-руководителей. Первая задача такой команды – выстроить диалог с властью, сформулировать запросы на конкретные изменения. Пользуясь случаем, я хочу поблагодарить всех активных участников, идеологов и спонсоров IT-митапов. Этот компонент – один из важнейших в культуре IT-сообществ, очень здорово, что он есть в Твери.
Также анонсирую, что мы уже начали планировать форум Digital Days и фестиваль информационных технологий New IT fest. Оптимистично надеемся на осень 2021 года.
Иван Егоров: «Мы работаем над созданием IT-технопарка»
Собрав мнения IT-руководителей, мы взяли комментарий у Ивана Егорова, заместителя председателя правительства Тверской области.
В январе 2020 года в Тверь приезжали эксперты Всемирного банка, которые выделили IT-индустрию как один из драйверов развития региональной экономики. По итогам исследования Всемирный банк готов предоставить нам план-график по развитию IT-индустрии с учетом международного опыта. Фактически у нас будет дорожная карта, прообраз государственной программы.
Какими должны быть главные шаги по развитию сектора?
Первое – создание механизма вовлечения в профессию (начинать нужно со школы), синхронизация учебных заведений и бизнеса. Например, сотрудники IT-компаний могут быть преподавателями.
Второе – создание экосистемы поддержки всего инновационного бизнеса.
Третье – создание точек притяжения для IT-компаний. Мы сейчас на финальной стадии формирования IT-технопарка.
Думаю, в первом квартале 2021-го мы покажем его мастер-план, место, условия размещения.
Что будет представлять из себя технопарк?
Это пространство для коллаборации, ведь IT-компании часто делают совместный продукт. В технопарке будет аренда офисов на льготной основе, конференц-зал, где будут читать лекции и проводить мероприятия для студентов.
Планируется ли снижение налогов?
То, что единый социальный налог снизился в два раза, на самом деле ключевая мера поддержки для IT-сектора, где довольно высокие зарплаты. А на региональном уровне мы готовим законопроект о патентной системе налогообложения, который позволит снять некоторые ограничения, действующие сейчас для IT-компаний.
Большинство мер поддержки касается малого и среднего бизнеса, а как быть с международными командами, такими как Accenture или EPAM?
Серьезным игрокам типа Accenture нужен приток людей в профессию. Мы договорились с Дмитрием Горыниным, что регулярно будем проводить цифровой форум, возможно, даже несколько раз в год, но пока нас ограничивает пандемия.
Кроме того, мы ведем переговоры с компаниями, рассматривающими вопрос о релокации. Мы готовы предоставлять льготные земельные участки под строительство офисов, оказывать другие меры поддержки.
То есть у нас может появиться условный «Яндекс»?
Условно, да.
IT-директора говорили, что индустрии нужен куратор из правительства.
Да, это как раз одна из рекомендаций Всемирного банка. Скорее всего, мы это сделаем на базе центра «Мой бизнес»: усилим блок по поддержке венчурного бизнеса, в том числе IT-бизнеса.
Если вернуться к кадрам – может ли правительство влиять не только на ссузы, но и на вузы?
Мы направляем свои рекомендации по контрольным цифрам приема абитуриентов. В этом году как раз рекомендовали расширить прием на IT-специальности. По итогам прошлых лет, федеральный центр слышит наши рекомендации.
Многие айтишники уезжают из Твери, потому что их не устраивает городская среда.
Согласен, нужна комплексная история: создание пространств, поддержка бизнеса в целом. Мы планируем вкладываться в развитие городской среды. Позитивный фактор для многих айтишников из других городов – общественный транспорт Твери, наши синие автобусы. Единый, красивый, правильно работающий общественный транспорт есть не в каждом городе. Некоторые заводы, которым нравится с нами сотрудничать, задумываются о том, чтобы перевести свои IT-подразделения в Тверскую область, они видят с нашей стороны поддержку и желание помочь.
IT-директора говорят о создании сообщества, которое станет третьей силой для решения проблем индустрии. Вы готовы принимать в нем участие?
На 100%. У нас есть чат в телеграме с IT-директорами, ребята задают вопросы, я отвечаю. Как только схлынет пандемия, мы снова будем проводить мозговые штурмы офлайн.
Текст: Любовь Кукушкина
В Твери можно жить! Убедитесь в этом на научно-популярных мероприятиях в лектории «Живое слово»! Мы организуем досуг для взрослых и детей, расписание на сайте lectory69.ru