Писатель, лауреат премии «Большая книга» Шамиль Идиатуллин присоединился онлайн к книжному клубу лектория «Живое слово». Он ответил на вопросы читателей и модератора – профессора РГГУ Юрия Доманского.
Вот как Шамиль объяснил энциклопедичность романа «Город Брежнев» (так назывались Набережные Челны с 1982 по 1988 год) в воссоздании реалий 1983 года.
Это было глубокое погружение. Я придумал такую формулировку: «вспомнил больше, чем когда-либо знал».
Конечно, я вел дневники, но выражения «ватово этово», «зуб даю по-зябски» или анекдот про «Размечтался, одноглазый» пришлось выковыривать из глубин подсознания.
Знаете, когда в историческом романе условные декабристы говорят современным языком, это лишает текст достоверности, а я попытался все сделать по чесноку.
Однако воспроизвести язык – это еще самое простое. Гораздо сложнее передать метод мышления.
В одном из литературных жюри я оценивал роман про советский лагерь для семей изменников Родины. Книга достоверно отражала детали быта, однако герои были слишком мудрые: они знали все про Сталина, про будущее через 40 лет, оперировали понятиями христианской этики и т. д. Ну не может 6-летний ребенок включать режим Иоанна Крестителя! Поэтому в нашем конкурсе этот роман не получил награды.
Чтобы максимально точно воссоздать поведение и мышление людей, мне пришлось расспрашивать родителей, как проходили партийные собрания, вспоминать стоимость апельсинов в 1983-м, переслушать кучу музыки – «Динамик», «Карнавал» и т. п.
Да, Юрий Викторович, вы меня поймали, что «Хэллоуин» в 1983-м не мог упоминаться (в статье журнала «Челябинский гуманитарий» Юрий Доманский указывает, что группа появилась через год после событий романа, в 1984-м. – Прим. ред.). Просто главный герой, Артур, старше меня на два года, а я ориентировался на свое детство и у меня в 1985 году «Хэллоуин» как раз-таки уже был.
Человек – животное общественное, поэтому я постарался поместить героев в то самое общество с тем самым языком и тем самым методом мышления.
Эпизод, в котором описывается спор детей о войне в Афганистане:
«Я завелся что-то не по обстановке, но и Серый тоже хорош. Антисоветчину несет какую-то. И ладно бы прикольную – а то ведь как будто кино про фашистов пересказывает. Где в роли фашистов наши. А наши не могут быть фашистами. Наши не могут кидать гранаты в дом, бомбить города, захватывать чужие острова, ну и вообще – нападать, стрелять в спину, обманывать и предавать».
Следующий герой книжного клуба в лектории «Живое слово» — писатель Роман Сенчин. Мы будем обсуждать «Петербургские повести» с включением автора по Zoom 14 марта. Смотрите расписание и бронируйте билеты на сайте lectory69.ru