Психолог Катерина Мурашова рассказала, как помочь детям во взрослении

Дисклеймер выступления Катерины Мурашовой в лектории «Живое слово»: «Социальная жизнь взрослеющего ребенка – это до такой степени не розовые сопли! Она вся наполнена условиями, манипуляциями, подавлением, высокомерием, предательством… Но для того и дано это время, чтобы понять, кто я такой и как я на это реагирую. Что я готов терпеть, а что нет. Идет мощная исследовательская работа. И если она не пройдена в детстве, придется решать эти вопросы во взрослом возрасте».

Катерина Мурашова снова приезжает в Тверь 19 апреля. Она расскажет, как справляться с конфликтами между разными поколениями в одной семье. А пока публикуем ее тезисы о взрослении.

Ролевая игра – единственный способ развития интеллекта

Детям до трех лет не нужно общение со сверстниками. Вы можете отдать ребенка в садик, но понимайте, что делаете это ради своего удобства, а не для его социализации. Ребенку достаточно общения с мамой и папой.

А вот в три года действительно возникает потребность в горизонтальных коммуникациях. Дети начинают проявлять интерес к ролевым играм. В этом возрасте ролевая игра – единственный способ развития общего интеллекта.

Конечно, вы можете водить ребенка на дополнительные занятия, чтобы тренировать его память, ловкость, пространственное мышление… Но общий интеллект развивается только ролевой игрой, которая традиционно возникает в группе детей.

Если ребенок по какой-то причине не общается со сверстниками и играет только с мамой, папой и бабушкой, это неправильно, но за неимением гербовой пишем на простой.

Покажите ребенку его ресурсы

Многие родители переживают, если ребенок играет на чьих-то условиях. Предположим, в группе есть Марина, которая говорит: «Завтра буду играть только с тем, кто наденет розовые колготки». Вы можете объяснить ребенку, что он не обязан их надевать. Да, его могут не принять в банду розовых колготок, но, может, это не лучшее событие в его жизни. Если же ребенок хочет надеть розовые колготки, не лишайте его возможности получить этот опыт. Отпустите ситуацию.

Если ваш ребенок – Марина, то предложите ей организовать игру, которая всем будет интересна: «Так, бандерлоги, а во что хотите играть вы?»

Чем можно помочь ребенку на этапе распределения групповых ролей? Обратите его внимание на ресурс, который у него есть. Например, на умение быстро бегать или шевелить ушами. Или дайте ему ресурс – научите различать голоса птичек, чтобы он мог похвастаться своим умением.

Групповые роли в младшей школе

В младших классах появляются два лидера – один официальный, другой оппозиционный. Также есть шут, эксперты, волшебники, организаторы… Все роли по-своему хороши, кроме одной – козел отпущения. Моральное насилие встречается сейчас чаще, чем физическое, и я бы не сказала, что это переносится легче. В роли козлов отпущения могут пробовать, например, новичков или тех, кто не ходил в садик и не прошел предыдущие этапы социализации.

«Подросток формирует группу, с которой пойдет по жизни»

К сожалению, дети не умеют по-другому. Они не спрашивают: «Расскажи подробнее о себе, кто ты такой?» – они проверяют по-своему, из какого ты теста. Если ребенок отбился от буллинга, купите ему шоколадную медаль. Если нет, то сначала забирайте его из класса, а затем разбирайтесь, почему это произошло, чтобы ситуация не повторилась.

Последний возраст, когда детей можно чему-то учить

Примерно с 9 до 12 лет – это предподростковый возраст. Дети исследуют мир не поодиночке, а группами: «Пойдемте все в подвал!» или «Побежали на кладбище!» Они социализируются об мир – кидают в него что-то, и оттуда прилетает. Пошли в подвал – а там привидение, побежали на кладбище – а там сторож. Это последний этап, когда детей можно чему-то научить или их интеллектуально возглавить, например увлечь занятиями в кружке юных натуралистов. К сожалению, часто мир эту возможность упускает. Вы много найдете литературы о подростках, а вот о предподростках – очень мало.

Подростковость: поиск таких же, как ты

Взгляд фокусируется уже не на мире, а на своем пупе. Подросток осознает, что с ним что-то происходит. «Наверное, меня никто не понимает. А может быть, я всех ненавижу». Чтобы подросток окончательно не зациклился на себе, биологическая программа подгоняет ему реакцию группирования, которая работает у всех стадных животных.

Молодые вороны собираются и дергают кошек за хвосты. Молодые павианы либо гибнут, либо захватывают новые территории. Подросток отделяется от семьи и объединяется с группой таких же, как он. «Я с теми, кто слушает группу «Ноги вверх», а не с теми, кто слушает «Руку свело».

С моей точки зрения, самая важная задача подросткового возраста – формирование референтной группы. Той группы, с которой я пойду по жизни. В этот период человек максимально нестабилен: идет отрыв от семьи, гормоны бьют из ушей. Поэтому было бы гораздо легче, если бы к этому моменту был накоплен социальный опыт. Если же ребенок по какой-то причине пропустил предыдущие этапы, ему придется набивать шишки в это и так сложное для него время.

Любовь Кукушкина, Дмитрий Кочетков

Гениальный ход родителей

Лет в 7 или 8 я в первый раз, как и остальные мои сверстники, отправилась в лагерь. Помню, как мы загружались в автобус. Часть детей радовалась, часть рыдала, а часть демонстрировала ложную смерть. Я обратила внимание на девочку, чья смерть выглядела совсем не ложной. «Зря ее отправили в лагерь. Назад девочку можно не получить», – подумала я.

Девочку, бледную как труп, загрузили в автобус. На коленках она держала металлическую коробочку от конфет, которые дарили в СССР на Новый год. Как я заметила уже потом, в коробочке были просверлены дырочки. Оказалось, что там живой хомяк! Благодаря шустрой соседке девочки о хомяке вскоре узнал весь автобус, так же как и имя хозяйки – Таня Гранаткина.

В лагере девочке уступили самое лучшее спальное место, чтобы ей и хомяку было хорошо. У Тани на лице появились признаки жизни.

На следующий день вожатые спросили, кто будет командиром отряда. Ребята знали только одно достойное имя – Таня Гранаткина!

Я не помню, что дальше было с тем хомяком, вернулся он из лагеря домой или нет. Но я точно помню, что Таня Гранаткина вышагивала впереди отряда и запевала: «Раз-два! Шире шаг! Три-четыре! Выше флаг!» Это был гениальный ход родителей девочки, которые поставили на хомяка и выиграли.