Юрий Доманский – о литературе потерянного поколения

Доктор филологических наук Юрий Доманский рассказал в лектории «Живое слово», почему на Западе появилась литература потерянного поколения, а в России — нет.

Почему понятие «потерянное поколение» возникло именно после Первой мировой войны?

Говорят, что лондонские туманы придумали художники-импрессионисты, а белые ночи – Достоевский. Конечно же, туманы и белые ночи существовали и раньше, просто им не придавали такого значения.

Точно так же и война всегда ломала судьбы людей – вспомните «Повесть о капитане Копейкине» из «Мертвых душ»: герой войны 1812 года, ставший инвалидом, оказывается выброшенным на обочину жизни и вынужден промышлять разбоем.

Однако Первая мировая отличалась гораздо большим масштабом, и писатели стали поднимать проблему целого поколения. Кроме того, роль солдата на войне была переосмыслена: теперь все решал не личный подвиг, а превосходство в вооружении.

Анри Барбюс был первым, кто отразил эти темы. Антивоенный роман «Огонь» он написал прямо во время войны, в 1916 году. Ричард Олдингтон в романе «Смерть героя» так обратился к родине: «Дивная старая Англия. Да поразит тебя сифилис, старая сука, ты нас отдала на съедение червям». Ремарк, Хемингуэй, Фицджеральд – классические примеры литературы потерянного поколения.

Отрефлексирована ли тема потерянного поколения в России?

Боюсь, что нам было не до рефлексии. Первую мировую прервала Революция, за которой последовала Гражданская война. Бабель пишет «Конармию», Фадеев – «Разгром», Фурманов – «Чапаева», Островский – «Как закалялась сталь». Все эти книги не про Первую мировую, а про Гражданскую; не про потерянность, а про героизм.

О потерянном поколении Второй мировой войны тоже сложно говорить. Многие вернувшиеся с фронта и склонные к рефлексии стали жертвами очередного террора. Как писал Бродский в стихотворении «На смерть Жукова», они «смело входили в чужие столицы, но возвращались в страхе в свою». Тем не менее литература рассказывала «окопную правду» о войне: «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова, «Убиты под Москвой» Романа Воробьева, «Генерал и его армия» Георгия Владимова, «Прокляты и убиты» Виктора Астафьева…

Почему недавние войны – Афганская, Чеченская – недостаточно отражены в литературе?

Обе войны не были массовыми. Афганская тогда называлась «пребыванием ограниченного контингента советских войск в Афганистане». Я помню, как мы, глупые мальчишки, хотели попасть в Афганистан, не понимая, что можем вернуться домой без рук, без ног или вовсе не вернуться. Вероятно, те, кто выжил, не были способны к творчеству. Алексей Иванов не воевал, но это не помешало ему написать роман «Ненастье» о бывшем солдате и местном союзе ветеранов Афганистана. О событиях Чеченской войны Алексей Балабанов снял фильм «Война». А Данилу Багрова из фильма «Брат» можно считать представителем потерянного поколения.

P.S. Расписание научно-популярных лекций в Твери на сайте https://lectory69.ru/

Запись лекции Юрия Доманского «Литература потерянного поколения»