Этим летом тверской ТЮЗ выпустил спектакль-променад «Место встречи. Тверь». Его создала команда из Питера: режиссер Никита Славич, драматург Полина Коротыч, звукорежиссер Станислав Редков. Но и я немного поучаствовала.
Когда питерские ребята приехали ставить спектакль про Тверь, они предложили мне побродить с ними по центру, прикинуть маршрут променада и поделиться городскими историями.
Сценария проекта еще не было, но была ключевая идея: по Твери идет чета пенсионеров, узнает знакомые места, вспоминает молодость.
Самая колоритная пара старичков, которых я знала в Твери, жила в Первомайке. Их звали Юрий Васильевич и Анна Степановна Романовы. Еще одним важным членом семьи был попугай Роман, кубинский белоголовый амазон, которого супруги привезли с Кубы. Там электрик Юрий Васильевич несколько лет помогал строить завод, а жена была рядом с ним.
Каждый день до самой своей смерти Юрий Васильевич гулял с попугаем по дворам Первомайки. «Этот попугай деду здоровье дает, – говорила Анна Степановна. – На прогулку его тянет». Романовы очень любили птиц, всегда их кормили. И очень любили друг друга.
Никита этой историей загорелся и решил сделать Романовых героями променада. Так я впервые в жизни стала соучастницей сценария. А уже через месяц посетила и сам променад.
Для Твери это, конечно, необычное действо, прохожие оглядываются. Группа зрителей медленно идет по Твери – от ТЮЗа через Трехсвятскую, по Радищева, по набережной, через Старый мост, на городской пляж – вслед за героями спектакля, моими Романовыми. На плече у Юрия Васильевича сидит зеленый попугай.
Они идут по городу и одновременно – по своей жизни. Незло ругаются, вспоминают былое: колыбельные, которые сочиняли детям, поездку на Кубу, где завели попугая, юношеские свои мечты. Заходят в церковь. Неловко танцуют на набережной. Бредут по Пушкинской, где когда-то хотели купить квартиру.
Старички идут по земле и одновременно будто бы парят в небе. Мы не понимаем, живы они или мертвы, это такие пограничные ощущения, – вплоть до момента, пока они не ложатся на песок городского пляжа.
История Романовых – это первый уровень спектакля, первый круг на воде.
Второй круг – это истории жителей Твери, вербатимы, записанные и озвученные актерами ТЮЗа. Они тоже о любви – о случившейся и о неслучившейся. В этих историях много топонимов, которые бьются с маршрутом променада: истории о свидании в «Тауне» звучит, когда мы идем мимо «Тауна»….
Вербатимы – самая искренняя часть спектакля. Ничего не цепляет больше, чем реальные истории и живые слова. Некоторые герои угадаваются – профит жизни в маленьком городе.
Есть и третий круг – это история самого города. И турист, и местный житель за время променада узнает много любопытных краеведческих фактов: про великий пожар, про Путевой дворец (там тоже замешана любовная история!), про здание ТЮЗа – все опять же совпадает с маршрутом. Историю города рассказывает диджей на радио, получается хайповое краеведение в стильной упаковке.
Спектакль многослойный, он создает эффект погружения – в историю городских улиц, в судьбы горожан и, конечно, в главную историю – супругов Романовых, обычных и необычных тверских пенсионеров.
Да, в спектакле есть накладки. Мои пенсионеры никогда не использовали бы слово «попкорн» в колыбельной – это другое поколение. На улице Пушкинской нет жилого фонда, который мечталось бы купить – там в основном старинные здания, которые годятся под кафе и музеи. «Сакральные» места Твери иногда притянуты к истории искусственно, и это ощущается.
Но главное, что в этой истории есть любовь. И она поднимается над бытом, как кубинский попугай над Волгой, и она вечна, потому что растворена в людях. После этой прогулки хочется прийти домой и обнять своих близких.
Это значит, наверное, что спектакль удался.
Текст: Любовь Кукушкина