Весной журналист Александр Мурашев в лектории «Живое слово» представлял книгу «Другая школа» о мировых образовательных практиках, которые у нас на первый взгляд кажутся нереальными. Однако в России все же формируется культура частных школ с инновационными методами обучения. Яркие примеры – «Новая школа» в Москве (о которой, кстати, будет новая книга Мурашева) или «Апельсин» в Санкт-Петербурге. Постепенно эти тенденции доходят и до Твери. В сентябре на проспекте Победы, 26, откроется школа «Игрек» – пока для дошкольников и начальных классов. Мы поговорили с основателем школы Тамарой Лапезовой.
– Тамара, чем вы занимались раньше и почему возникла идея открыть школу?
– Я работала в крупной IT-компании и занималась, в частности, подготовкой специалистов, поэтому вопросы образования меня волновали всегда. У меня двое детей, и я знаю, что приближение 1 сентября – это стресс для родителя и ребенка. Почему в первом-втором классах ребенок с интересом идет в школу, а потом это превращается скучную обязаловку? Куда пропадает радость познания, свойственная всем детям? Складывается впечатление, что нынешняя школа убивает в детях любопытство, стремление открывать что-то новое. Я пришла к мысли, что нужно менять сам формат образования.
– Что не так с нынешним форматом?
– Он был хорош для индустриальной эпохи, когда нужно было «закачать» знания в школьников и на выходе получить правильную «детальку». В наш информационный век школа должна быть не столько источником знаний, сколько творческой средой, где ученик может делать выбор и развиваться как личность. Дидактика заменяется дискуссией, зубрежка – самостоятельным исследованием. Иначе знания проходят мимо. Запоминается только информация, пропущенная через личный опыт.
– Как вы предлагаете организовывать образовательный процесс?
– Как говорит Дима Зицер (основатель школы «Апельсин». – Прим. ред.), нельзя дискриминировать человека, в том числе и по размеру. Дети – это субъекты, а не объекты образования. Мы беседуем, ведем дискуссию и мотивируем детей к самостоятельному получению знаний. Мы предоставляем выбор предметов и не заставляем ходить на занятие: если хочет, ребенок может выйти из класса и поиграть. В стене мы сделали окно, чтобы, гуляя по коридору, он мог видеть, чем занимаются ребята, заинтересоваться и включиться в работу.
– Как дети будут сдавать ФГОСы?
– Наши ученики полностью освоят школьную программу, только с большей эффективностью и большим комфортом. Мы живем и работаем в России и будем выполнять российские образовательные стандарты. Дети будут раз в год проходить онлайн-аттестацию в школе, к которой мы прикреплены. Делать это можно будет не обязательно в мае, а по мере готовности ребенка.
– У вас сейчас начальные классы – а что будет с ребенком, который после вашей школы пойдет в обычную? Не будет ли у него стресса?
– На самом деле мы планируем расти вместе с детьми и сделать в дальнейшем старшие классы.
Из нашей школы ребенок может перейти в обычную без проблем, поскольку образовательная подготовка будет соответствовать программе. Что касается стресса по поводу иных условий, то лучше иметь даже небольшой позитивный опыт, чем не иметь его вовсе. Ребенок по крайней мере будет понимать, что можно по-другому, и, возможно, начнет менять жизнь вокруг себя.
……………………………………………………………………………………………………………………………….
КОГО ПРИГЛАШАЕТ «ИГРЕК»
- «Подготовительный» класс: дошкольники 5–6 лет.
- 1–4 класс: школьники 7–8, 9–10 лет.
- Всего около 25 детей, по 7–8 человек в каждой группе.