Компания Accenture, один из мировых лидеров в области внедрения инноваций и предоставления IT-сервисов, насчитывает более 50 технологических центров по всему миру. Тверской технологический центр Accenture стал первым в России, и вскоре компания планирует расширение в других регионах. На данный момент в Твери работают более 450 IT-специалистов, и каждый год их число увеличивается на 100–150 человек. По планам компании, к 2021 году в центре будут работать около 700 человек. Как же Accenture находит кадры в 400-тысячном городе? Какие стандарты позволили компании стать одним из лидеров мирового рынка? Как изменится мир благодаря инновациям в IT-сфере? Об этом мы поговорили с директором Тверского технологического центра Accenture Дмитрием Горыниным.
Офис Accenture занимает площадь более 3000 кв. м на двух этажах бизнес-центра «Донской», здесь нет привычных кабинетов – вместо них открытые рабочие пространства и зоны коллаборации, где можно отдохнуть от ноутбука за книгой, настольной игрой или чашкой кофе. Для переговоров и тренингов предусмотрены специальные комнаты, названные в честь городов из разных стран. Мы с Дмитрием встречаемся в «Новосибирске».
Как все начиналось
– Дмитрий, как открывался первый технологический центр в России?
– Руководство Accenture решило создать технологический центр для реализации IT-проектов в России и странах СНГ, Тверь выбрали как город между Петербургом и Москвой. Первый офис открыли на проспекте Победы, тогда он был кабинетного типа, а не open space. Первого человека взяли на работу в марте 2007-го, а я пришел в мае того же года на должность программиста.
– Как развивалась компания, какие сложности вы преодолевали?
– В Твери было очень мало IT-специалистов, ориентированных на работу с бизнесом. Подавляющее большинство программистов работали на проектах с военной тематикой. Это совершенно особенный мир и отдельный рынок, другие сроки и другой формат работы. Нам приходилось серьезно перестраиваться. Мы очень быстро поняли, что современный IT-специалист должен уметь не только писать код, но и эффективно общаться с клиентом и коллегами. Также довольно быстро пришло понимание того, что профессиональный и карьерный рост напрямую зависит от умения договариваться, убеждать, находить win-win решения. Поэтому важны не только hard skills, но и soft skills: знание английского, эмпатия, умение слушать, умение презентовать и т.д.
Когда в Твери все только начиналось, сотрудников отправляли на стажировку в Москву. Многие оттуда не вернулись (улыбается). Мне рассказывали, что то же самое было при открытии офиса в Москве – обучение проходило в Лондоне, и соблазн остаться там был еще больше. Но в итоге все получилось.
Кризис 2008-го был для нас очень чувствительным. Тогда мы работали главным образом с крупнейшими международными компаниями, которые вели бизнес в России. Но и этот этап мы пережили, а после 2014 года стала увеличиваться доля российских партнеров: мы диверсифицировали свою деятельность и сейчас предоставляем разнообразные IT-услуги: разработка программного обеспечения, системная интеграция, тестирование, техподдержка приложений и инфраструктуры и т.д.
Инвестировать в людей
– Вы молодой руководитель (Дмитрию Горынину 36 лет. – Прим. корр.) и начинали с рядового программиста. Как работают социальные лифты в Accenture?
– В компании 13 карьерных уровней. Механизм продвижения по карьерной лестнице прозрачен. У нас меритократия – человек оценивается по той пользе, которую он приносит компании. С каждым сотрудником работает карьерный наставник – «старший товарищ», который помогает ему переходить на новые карьерные уровни.
– Где в Твери вы взяли 450 человек и где планируете брать еще сотни?
– С одной стороны, готовых специалистов на рынке сейчас практически нет. С другой – мы не перекупаем людей у наших конкурентов на рынке труда. Наш подход заключается в том, что сотрудники Accenture – это наш основной капитал и главный объект инвестиций. После того, как человек прошел интервью в Accenture, мы, как правило, несколько месяцев инвестируем в его развитие, чтобы он дорос до необходимого уровня. После этого сотрудник начинает работать над реальными проектами. При этом инвестиции в сотрудника продолжаются. И все это действительно чувствуют. Такая модель позволяет нам расти численно из года в год.
«Сотрудники Accenture – это наш основной капитал и главный объект инвестиций»
– Accenture активно работает на образовательном поле Твери: сотрудничает с детским технопарком «Кванториум» и вузами. Расскажите о ваших совместных проектах.
– Мы крупная технологическая компания, и, как говорят в Соединенных Штатах Америки, это наш give back: если ты что-то взял, то должен и отдать. Кроме того, мы преследуем «корыстную цель» – привлекаем людей в замечательный мир IT-индустрии, начиная со школьников. Сейчас это особенно важно, ведь во многих школах перестали учить программированию и только показывают, как пользоваться офисными приложениями. А я, между прочим, написал свою первую программу именно на школьном компьютере, своего у меня не было.
В «Кванториуме» занимаются дети с 12 лет, мы разработали программу для IT-квантума и предоставили преподавателя-практика. А еще скоро заработает проект IT-куб, рассчитанный уже на старшеклассников: их будут обучать языкам программирования, системам администрирования.
Также мы работаем с кафедрой программного обеспечения ТвГТУ и компьютерной безопасности ТвГУ, готовы сотрудничать и с другими кафедрами в разных форматах: семинары, курсы, практика, открытие магистратуры под интересное нам направление. Студенты очень ценят общение с «боевыми» сотрудниками, которые работают на передовой IT-индустрии.
– Сейчас модно говорить о создании в Твери IT-кластера. Как вы к этому относитесь?
– В Тверcкой области фактически нет бизнеса, который бы стабильно закупал IT-услуги, но заниматься экспортом информационных технологий здесь реально. Сейчас города конкурируют за айтишников, и Тверь пока явно проигрывает. Но мы совместно с правительством Тверской области активно работаем над тем, чтобы изменить ситуацию. Создание федерального форума Digital days, который пройдет в Твери 27–28 сентября, как раз один из шагов (Подробнее о форуме – в следующем номере. – Прим. ред.).
Профессионал в сфере IT – это материально обеспеченный человек мира с высокими потребностями, поэтому для развития кластера в Твери нужно в первую очередь инвестировать в благоустройство, здравоохранение, социальную инфраструктуру и безопасность городской среды. Ну и, конечно же, в среднее специальное и высшее образование. Возможность дать детям качественное образование является часто главным фактором при выборе места постоянного жительства. IT-специалисты не исключение. Они будут кластеризовываться там, где смогут образовываться сами и давать качественное образование своим детям.
Единые стандарты на всей планете
– Офисы компании расположены в разных странах, каковы их общие принципы?
– В Accenture шесть основных ценностей. Во-первых, client value creation – создание ценности для клиента. Мы нацелены на то, чтобы приносить пользу клиентам и строить с ними долгосрочные отношения. Если наша потенциальная прибыль не является результатом создания реальной ценности для клиента, то мы сообщаем ему об этом.
Во-вторых, integrity – это переводится и как «целостность», и как «честность», «чистота». Мы всегда объясняем свои намерения и действуем в соответствии с нашими заявлениями. Действия компании и ее сотрудников максимально прозрачны, этичны и строго законны. Мы никогда не были замешаны в коррупционных схемах и стремимся придерживаться самых высоких стандартов корпоративного управления и корпоративной этики.
В-третьих, best people – лучшие люди. Мы берем на работу тех, кто прошел объективный отбор. Кумовство и панибратство недопустимы. Мы продвигаем по карьерной лестнице самых достойных за вклад в общее дело, независимо от пола, возраста и других характеристик. Есть такой провокационный вопрос: «Что общего между морской свинкой и женщиной-программистом?» – и шуточный ответ: «Морская свинка тоже ни к морю, ни к свинкам не имеет никакого отношения». Так вот, например, тот же гендерный вопрос – это стереотипы, и мы стараемся максимально от них избавиться. В компании есть специальный тренинг, направленный на выявление личных предубеждений.
Кстати, в 2019 году пост CEO Accenture в мире заняла Джули Свит (Julie Sweet). Джули возглавляет компанию с численностью сотрудников более 450 тысяч человек, годовой выручкой более 40 млрд долларов и капитализацией более 200 млрд долларов.
В-четвертых, respect for the individual – уважение к личности. Мы поддерживаем разнообразие, уважая индивидуальность каждого. Компания создает и развивает среду, в которой себя будут проявлять талантливые люди разных рас, разного вероисповедания, различных политических взглядов, личных убеждений и т.д.
В-пятых, stewardship – и управление, и наставничество. Мы играем в долгую и строим более оптимальную и еще более успешную компанию для будущих поколений. Мы действуем, как собственники бизнеса Accenture. Все сотрудники понимают, что нужно постоянно развивать собственные компетенции и вкладывать в рост нового поколения лидеров. Продвижение лидера зависит от успехов его команды. Это зашито в ДНК Accenture.
В-шестых, one global network – единая глобальная среда. Мы практикуем единые стандарты во всем мире. США, Япония, Бразилия, Германия, Россия – везде одинаковый стиль работы, одинаковые корпоративные требования и стандарты. Мы используем нашу глобальность, чтобы предоставлять нашим клиентам лучший сервис и лучшие решения в любой точке мира.
Технологии, которые меняют мир
– Какие технологические тренды вы бы отметили? Где хайп, а где реальные прорывы?
– На мой личный взгляд, перегретой в обсуждениях является технология распределенных реестров – блокчейн. Суть в том, что информация хранится не в одной базе данных, к которой пользователю дают доступ, а во множестве распределенных узлов, каждый из которых является полной копией другого. В результате каждый пользователь имеет свой слепок данных. Мне представляется, что эта идея технологически сырая. Какие конкурентные преимущества дает эта концепция? Кто будет основным инвестором в эти платформы? Что делать с требованиями разнообразных регуляторов и безопасностью?
Трендов, которые в ближайшем будущем повлияют на нашу жизнь, мне кажется, несколько. Первый – это искусственный интеллект. Он станет помощником человека практически во всех сферах. На производствах люди и роботы смогут работать вместе. Например, искусственный интеллект в медицине поможет быстрее анализировать данные и предлагать варианты диагнозов, но выбор все равно останется за врачом. Со временем, накопив большой массив данных, ИИ сможет превзойти человека везде, где нужно собирать большие массивы информации, анализировать их, строить модели, поддающиеся формализации. Но, скорее всего, человек останется главным действующим и ответственным лицом. ИИ будет отведена роль помощника и советчика. Кстати, в 2019 году в России вышла книга «Человек + Машина», одним из авторов которой является наш коллега Пол Доэрти. Рекомендую прочитать ее всем, кому интересно, как машины, оснащенные искусственным интеллектом, будут влиять на производство, логистику, дистрибьюцию, рынок труда, другие сферы бизнеса и жизни людей. Авторы предлагают в высшей степени интересный и позитивный вариант развития событий.
Второй – это технология больших данных, big data. Уже сейчас она позволяет анализировать огромные массивы информации и находить закономерности. Компании, обладающие большой клиентской базой (мобильные операторы, банки, платежные системы, социальные сети), уже продают услуги, основанные на аналитике больших данных.
Третий тренд – это облачные технологии. Представьте, что на вашем компьютере нет ни одной офисной программы, а жесткий диск всего несколько гигабайт. Где все остальное? В облаке! Частично это уже есть, много информации мы храним в социальных сетях и других внешних ресурсах. Облачные технологии будут использоваться везде. Мелкий и средний бизнес будет подписываться на облачные сервисы вместо создания собственного ИТ. Облачные сервисы стандартизируют государственное управление и услуги.
Четвертый – это интернет вещей. Бытовая техника, светофоры, самолеты будут обмениваться данными через интернет с огромной скоростью и в значительных объемах. Представьте, что вы едете на автомобиле, он получает данные об аварийной ситуации от другого автомобиля и предотвращает ДТП. Или представьте, что на вас надеты датчики, которые не стесняют ваше движение и которые в режиме реального времени передают информацию врачу: пульс, давление, уровень сахара в крови… Фактически создается виртуальный двойник вашего организма. Эта технология пока доступна только очень богатым людям, но многие из наших современников доживут до дня, когда она станет повсеместной.
Бытовая техника, светофоры, самолеты будут обмениваться данными через интернет с огромной скоростью и в значительных объемах
Над проектами на основе этих технологий работают и сотрудники Accenture. Таким образом, мы тоже приближаем будущее.
– А было такое, что вы не могли решить поставленную задачу?
– Негласный девиз компании Accenture звучит так: We promise what we deliver, we deliver what we promise. Мы обещаем то, что можем сделать, и делаем то, что обещали. ■