В интернете пишут как о внешних методах: электромагнитная стимуляция или «волшебные» таблетки, так и о внутренних: игра на музыкальных инструментах или тренировка памяти. Что из этого фейк, а что реально работает?
Редакторы портала «Нейроновости», авторы блога об истории медицины Алексей Паевский и Анна Хоружая по приглашению лектория «Живое слово» прочитали в Твери лекцию «Как прокачать мозг: научная инструкция по применению».
Технология что дышло: не пытайтесь повторить!
Возможно, кто-то практиковал «виртуальный телекинез» и пытался сдвинуть с места объекты на экране компьютера или смартфона, надев на голову ободок с электродами. Такие штуки могут встречаться на выставках и продаваться в интернете как девайсы для прокачки концентрации внимания. Однако на самом деле эффект пользовательских гарнитур нулевой. Устройства не оказывают того влияния на мозг, который обещают производители.
В основе этих игрушек лежит метод электроэнцефалографии с биологической обратной связью. В лабораторных условиях на вас надевают устройство с электродами, которые в режиме реального времени передают на экран активность клеток мозга. Человек может осознанно изменять эти показатели, выполняя задания на тренировку концентрации внимания. С помощью функциональной МРТ ученые зафиксировали некоторое влияние таких тренировок на процессы в мозге (активизация сенсомоторной коры, сети пассивного режима работы мозга и т.д.), однако для уверенного вывода недостаточно доказательств.
– Симуляция нейрофидбэка и настоящий нейрофидбэк в равной степени улучшают конечные результаты, – сказала Анна Хоружая. – Значит, здесь работает эффект плацебо – самовнушения? Для ответа на этот вопрос нужны еще исследования.
Другой внешний способ взбодрить мозг – это транскраниальная магнитная стимуляция с помощью на первый взгляд нехитрой магнитной катушки, которая прикладывается к определенной части мозга. Однако в быту такие опыты нельзя повторять.
– Если чуть-чуть не так приложить магнитную катушку, то вы добьетесь обратного результата, – предупредил Алексей Паевский.
В лабораторный условиях можно стимулировать мозг электрическим током и добиться колоссальных результатов. Например, исследователи омолодили мозг забывчивых пожилых людей в отношении производительности рабочей памяти до уровня двадцатилетних. Однако, во-первых, это временный эффект. А во-вторых, использовать этот метод можно опять же только в лабораторных условиях.
– Не гуглите схемы по электростимуляции мозга! У всех разное устройство мозга, и просто копировать схемы нельзя! Вы можете неправильно подключить устройство, неправильно его установить! Мне известен случай, как из «кроны» человек умудрился извлечь 220 вольт. Выжил, но приятного мало.
Вообще, мозг удивительно пластичен и может научиться, казалось бы, фантастическим вещам. Например, с помощью современных технологий незрячие могут видеть языком – мозг можно натренировать преобразовывать сигналы от языковых рецепторов в зрительные образы. Дальтоников можно научить различать цвета ушами, а точнее, участками мозга, отвечающими за восприятие слуха.
Таким образом, технологии – это мощный ресурс для развития мозга, однако голову при их использовании отключать не нужно.
Дедовские методы самые надежные
– Кто ел глицин во время сессии? – спросил Алексей Паевский.
Поднялись несколько рук.
– Стесняетесь. Согласно исследованиям, около 30% студентов используют этот препарат во время подготовки к экзаменам. Он вкусный, но никакого влияния на мозг не оказывает.
Эффективность ноотропных препаратов, таких как винпоцетин, пирацетам, фенотропил, не доказана, и они были исключены из перечня лекарственных средств по настоянию президиума Формулярного комитета РАМН.
Что же тогда делать бедным студентам?
Спать спокойно! Согласно исследованию, та группа студентов, которая спала по 8 часов, справилась с экзаменами гораздо лучше, чем та, что готовилась к сессии в обычном режиме, то есть недосыпала.
– Сон улучшает работоспособность. Лучше нормально поспать – за день вы успеете больше сделать, – посоветовала Анна Хоружая. – Здоровый сон обеспечивает долгую память, помогает формировать новые нейронные связи, делает их более эффективными, защищает от деменции в старости.
В общем, дедовские методы самые надежные: изучение стихов, языков, писание от руки, интеллектуальные игры, физические упражнения, игра на музыкальных инструментах.
– На всяких мамочкиных форумах обсуждают эффект Моцарта и советуют прикладывать классическую музыку к животу, – сказал Алексей Паевский. – Эффект Моцарта действительно есть, но работает он не так. Три группы интеллектуально развитых студентов решали тест на IQ, а затем одна группа слушала Моцарта, другая музыку для релаксации, а третья ничего не слушала. Затем все снова решали тест, и у группы, слушавшей Моцарта, результаты оказались лучше, чем в первый раз, и на уровне 120 баллов. У остальных студентов результаты не изменились и остались на уровне 110 баллов. Правда, эффект Моцарта непродолжительный – около 30 минут.
Полезно не только слушать музыку, но и учиться играть на музыкальных инструментах. Доказано учеными: даже если у вас нет слуха, играйте – вашему мозгу это полезно, хотя мозгу соседей, наверное, нет.
***
Это лишь некоторые выводы, которые мы выборочно представили по итогам потрясающей лекции Анны Хоружей и Алексея Паевского. Зрители задавали много вопросов, и Екатерина Родионова, спросившая об использовании технологий в реабилитации пострадавших от инсульта, получила в подарок книгу «Вообще ЧУМА! История болезней от лихорадки до Паркинсона» с автографами авторов.
Мы договорились, что прекрасный научный дуэт откроет наш научно-популярный сезон 18 января 2020 года лекцией про искусство и медицину. Анна Хоружая и Алексей Паевский будут ставить диагнозы персонажам известных картин. Приходите в лекторий «Живое слово» и будьте в тренде научной мысли!
За гостеприимство благодарим наших партнеров – отель «Оснабрюк»!
Фото: Артем Ершов
Текст: Дмитрий Кочетков