10 ноября в лектории «Живое слово» прочитал лекцию музыкальный критик, культуролог, преподаватель Высшей школы экономики Артем Рондарев. Речь шла о русском хип-хопе – его особенностях, ярких представителях, сложном пути от копирования к индивидуальности.
– Хип-хоп зародился во вполне конкретном месте – Южном Бронксе. Этому способствовало строительство высокоскоростной магистрали через нью-йоркские трущобы, из-за чего коренных массово переселили в Бронкс. С дикой скоростью сформировались новые гетто – со своими лидерами, врагами и уникальным способом высказывания, – рассказал Артем Рондарев. – Хип-хоп – это язык черного гетто, который насквозь пронизывают тропы, метафоры и который «непосвященным» не понять. У хип-хопа четыре составляющих – читка, диджеинг, брейк-данс и граффити, которое обычно рисовали на поездах, идущих через весь город.
Главной вопрос, которым задавались перед лекции гости лектория и подписчики наших пабликов, – а существует ли вообще русский рэп? Или он только копирует американский? Многие были настроены весьма скептически, но Артем на лекции вполне убедительно доказал, что да, русский рэп существует.
Изначально, в начале 2000-х в России просто присваивали себе черный рэп со всеми его темами: насилие, секс, наркотики, оружие, бахвальство. Русские рэперы пытались найти свое гетто, аналогичное гетто черных.
– И это, конечно, было комично, потому что гетто у нас размазано по всей России, да и жизнь другая, – говорит Артем.
Но постепенно русский рэп начал изгонять из себя «внутреннего черного», нашел свои темы и своего врага.
Им могут стать весь мир – как у Фейса; государство – как у «Сомали в снегу» и многих других рэперов; собственное альтер-эго – как у Никиты Легостева, который под псевдонимом ST1M сочиняет рэпчик для такси, а под именем Billy Milligan жестко проходится по ST1M.
Интеллектуальность в русский рэп пришла вместе с Оксимироном, парнем с двумя заграничными образованиями.
– При этом Оксимирон – это не хип-хоп в чистом виде, это грайм, очень быстрая виртуозная читка текста. Окси – клевый парень, но при этом в его тексте множество проколов. Он вырос не в России, и многие «национальные» мемы и приметы в его песнях попадают мимо кассы, типа как «положи руки на одеяло» – наши мамы так детям не говорят. Оксимирон все еще ищет свое внутреннее гетто.
Окси – клевый парень, но при этом в его тексте множество проколов.
После знаменитого батла Гнойного с Оксимироном русский рэп вышел из подполья, набрал вес и стал гораздо более влиять на общество. Отсюда и политизированность рэпа: его стали слышать, а значит есть смысл говорить и транслировать свою позицию.
При этом в России есть, конечно, не только интеллектуальный рэп. Тексты того же Оксимирона сложно воспринимать на слух, их надо читать с листа. Гораздо популярнее «рэпчик для такси», который почти вытеснил из этого сегмента русский шансон. Это «рэпчик», где поется про «отношеньки», и он, конечно, гораздо проще для восприятия в массах. На «Ютубе» эти ролики набирают миллионы просмотров.
После лекции беседа продолжилась в ресторане La Provincia. Артем и его студентка-дипломница Аня Синельникова рассказали об особенностях батл-рэпа (настоящий батл – это тусовка только для своих); о том, как на лекцию Рондарева однажды зашел Гнойный – как раз в тот момент, когда Артем распекал его песни; как Noize MC давал концерт в «Вышке» и еще много всего интересного, чего не рассказать в одной статье – лучше приходите на лекции!
Больше интеллектуальных мероприятий на www.lectory69.ru.
Любовь Кукушкина