Коллегия адвокатов «Интеллект Альянс» – о том, как избежать рисков или минимизировать последствия
В личной беседе бизнесмен Дмитрий Потапенко сказал нам, что «предприниматель рискует всегда, причем не только деньгами, но и жизнью». Тверская коллегия адвокатов «Интеллект Альянс» очень хорошо понимает эти слова, потому что работает со сложными случаями по всей России. Четыре года назад в коллегию «Интеллект Альянс» объединились профессионалы самого высокого уровня и разных специализаций, чтобы распределять компетенции и предлагать максимально качественные адвокатские услуги. Мы встретились с председателем президиума коллегии Юрием Новиковым и председателем коллегии Николаем Куликом.
Шахматы с системой
– Представьте, что вы играете в шахматы, а в середине игры ваш оппонент достает туз. «Как это так?!» – возмущаетесь вы. А вам отвечают: «У нас так принято». Это пример правоприменительной практики, которая отличается от того, что написано в Уголовно-процессуальном кодексе, – популярно объясняет Николай Кулик. – Адвокат не может поменять правила, но он их хорошо знает и может в соответствии с ними эффективно выстраивать защиту.
По словам Юрия Новикова, правоприменение постигается только в процессе многолетней юридической практики:
– Даже если у бизнесмена юридическое образование, он может по незнанию нарушить статьи Налогового или Уголовного кодексов. Мало кто содержит в штате юриста – это, наверное, неэффективно, потому что один человек по определению не может быть специалистом во всем.
– Именно поэтому мы объединились в коллегию, – добавляет Николай Кулик. – В каждой сфере юриспруденции своя правоприменительная практика: у нас есть специалисты по должностным преступлениям, по нарушениям налогового законодательства, по экологическим преступлениям, по ДТП и так далее. Всего на данный момент в коллегии 14 адвокатов, что позволяет эффективно работать по делам любой сложности.
– В каких регионах вы работаете?
– Мы не ограничены в географии, работали в Твери, Москве, Санкт-Петербурге, Пскове, Самаре, а еще в Татарстане, Сибири, на Камчатке. Этот список далеко не исчерпывающий. Мы там, где нужна профессиональная юридическая помощь.
Профилактика бывает мягкой и жесткой
– На каком этапе работы лучше обращаться к адвокату?
– В идеале – на этапе заключения серьезных договоров. А значимость договора часто определяется его суммой, для каждой компании эта цифра своя, – говорит Юрий Новиков. – Наши юристы просчитают возможные риски и дадут рекомендации. Как бы ни развернулась ситуация, у вас уже будет готов план действий.
– Часто ли к вам обращаются за предварительной консультацией?
– Нечасто. Как правило, предприниматели приглашают адвокатов, когда узнают о следственных действиях или когда уже возбуждено уголовное дело. Это тоже своего рода профилактика, только она дается очень дорогой ценой. Но есть и более осторожные представители бизнеса, которые все это понимают.
– Чем адвокат может помочь, если против предпринимателя уже начала работу правоохранительная машина?
– Адвокат – это буфер между клиентом и правоохранительными органами. Как правило, люди боятся следователей и воспринимают любые их слова как приказы. Мало кто из предпринимателей знает, как в соответствии с законом должны проводиться обыск и выемка документов. Если следователь говорит: «Собирайтесь, поедем», то многие ведь собираются и едут, хотя далеко не в каждом случае обязаны беспрекословно выполнять указания следователя. Если рядом присутствует адвокат, он берет весь удар на себя.
– В американских фильмах популярна фраза: «Я буду говорить только в присутствии своего адвоката».
– В России теперь тоже так говорят. Допрос, очная ставка – это всегда стресс для неподготовленного человека. В незнакомой обстановке и стрессовой ситуации человек сильно нервничает, не способен сосредоточиться, воспринять и оценить задаваемые вопросы, правильно сформулировать ответы на них. Лучше переложить этот груз на адвоката – он сам договорится об удобном времени допроса, подготовит клиента к участию в следственном действии, выстроит линию защиты.
– Правильно ли я понимаю, что можно экстренно обратиться в вашу коллегию и адвокат быстро включится в работу?
– Да, конечно. Мы всегда на связи. Часто клиент сам не до конца понимает, что именно происходит, каковы причины интереса к нему со стороны правоохранительных органов, насколько серьезны могут быть последствия. Задача адвоката в том и состоит, чтобы объяснить ситуацию и сформировать защитную позицию, которая позволит либо избежать обвинения, либо минимизировать наказание, если оно неизбежно.
Побеждать в любых обстоятельствах
– Какой в России процент оправдательных приговоров?
– Около 0,25%, причем этот показатель падает и падает, – говорит Николай Кулик.
– Тяжело быть адвокатом в России?
– Я не был адвокатом в другой стране, но думаю, что это не просто в любом месте. Всегда с одной стороны – конкретный человек, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, а с другой – правоохранительная машина; только детали в разных странах разные. Мы учимся работать и побеждать в нашей системе и делаем это вполне успешно.
– У вас никогда не опускаются руки?
– Нет, потому что в большинстве случаев мы добиваемся того, чего хотим мы и клиент. Победа – это ведь не только оправдательный приговор, но и прекращение уголовного преследования, в том числе на досудебной стадии процесса, смягчение наказания. Много ситуаций, когда человек формально признается виновным, но при этом негативные последствия для него минимальны.
– Каким должен быть хороший адвокат?
– Во-первых, надо постоянно учиться, ведь законы и правоприменительная практика меняются с гигантской скоростью. Мы постоянно обмениваемся юридическими новостями, участвуем в тематических тренингах и семинарах, сами проводим семинары для молодых адвокатов.
Во-вторых, в зависимости от дела мы «погружаемся» в смежные науки – например, в сферу экономики или даже производства, если дело касается работы какого-нибудь завода. Порой полученные знания бывают неожиданными. Так, участвуя в качестве защитника в деле о контрабанде стратегически важных ресурсов, я узнал, что к этой категории ресурсов законодательством отнесены хребты и брюшки лосося, ввоз которых на территорию Российской Федерации при определенных условиях образует состав преступления. В случаях, когда для понимания и решения проблемы требуются детально разобраться в особенностях производства, оказания услуг и т.д., мы привлекаем специалистов, обладающих необходимыми познаниями и опытом работы в соответствующей сфере деятельности.
– И конечно, нужно разбираться в психологии, – добавляет Юрий Новиков. – На этом основано наше главное правило – полное взаимопонимание с клиентом. Процесс не должен быть для клиента черным ящиком, и адвокат должен знать все то, что знает клиент. Мы выстраиваем позицию защиты исходя из информации, предоставленной клиентом, поэтому неполнота или недостоверность сообщенной адвокату информации может привести к неверному выбору линии защиты. Победа возможна лишь тогда, когда есть взаимное доверие.
Текст: Любовь Кукушкина