Тульское чудо – это появление в последние годы нескольких креативных лофтовых пространств. На территории бывших заводов горожане слушают лекции и пьют кофе, читают книги и изготовляют всей семьей что-нибудь на 3D-принтере.
Проекты финансируются в основном частными инвесторами. Местные сообщества включаются в движуху, а власть, для того чтобы лофты не выглядели оазисом, пытается подтягивать до этого уровня городскую среду. Тульский феномен сравнивают с эффектом Бильбао – испанского города, в котором строительство одного музея полностью изменило экономику. Мы посетили Тулу, посмотрели разные модели пространств и прикинули, что из этого можно взять для развития Твери.
.
«Октава»: пятиэтажный кластер силами инвестора
Знаменитое «Поехали!» Юрий Гагарин сказал в микрофон, сделанный на тульском заводе «Октава». В 1990-е предприятие ужалось в размерах, но по-прежнему держит марку, его продукцией пользуются, например, Стинг, Radiohead и русские рэперы. В 2016-м один из неиспользуемых пятиэтажных корпусов завода был превращен в творческий индустриальный кластер «Октава». Главный инвестор – миллиардер Михаил Шелков, заместитель председателя совета директоров «ВСМП-Ависма», крупнейшего в мире производителя титана.
– На первом этаже у нас большой зал, где проходят лекции, концерты и спектакли. Здесь же — техническая библиотека, студия звукозаписи Oktava Lab, лаборатория-мастерская «Фаблаб MAKER» и малый лекторий, – говорит Алексей, пиар-менеджер «Октавы». – На втором – мультимедийный Музей станка, зал временных экспозиций, медиатека музея и книжный магазин. На третьем – Высшая техническая школа для сотрудников предприятий, которые хотят повысить компетенции. Четвертый этаж арендуется компаниями и стартапами, на пятом завершается ремонт.
– Какие мероприятия здесь проводятся?
– Самые разнообразные: лекции по литературе, искусству, урбанистике; театральные представления и концерты; мастер-классы и встречи с писателями, всего и не перечислить. Насыщенное расписание в «Октаве» составляется на месяц вперед.
– Сколько в среднем человек посещают лекцию?
– Все зависит от спикера. Это может быть 30 человек, а может быть 600 – зал легко трансформируется под любое количество. Аншлаг обычно на звездах: Татьяна Толстая, Ирина Горбачева, Тина Канделаки…
– И лекции бесплатные?
– Да, все расходы берет на себя инвестор, а точнее – меценат. Однако нам важно, чтобы людям было интересно, и мы подбираем популярные темы.
– Получается, «Октава» – это результат инвестиций, которые внезапно появились в Туле?
– Не было такого, что кто-то приехал и сказал: «Здесь будет город заложен». Проект разрабатывало российско-французское архитектурное бюро Orchestra, подключалось КБ «Стрелка», но вместе с сообществами Тулы. До «Октавы» у нас были интересные проекты, например магазин комиксов Вовы Апенова или книжный магазин «Корней Иванович» Ирины Рочевой, независимый театр «Барабан». Москва помогала нам с выстраиванием программы, со временем мы наработали свои компетенции. Ирина Рочева делает литературный фестиваль «ЛитераТула», который в 2019 году уже полностью прошел на «Октаве», а «Барабан» в этом же году стал нашим полноценным резидентом.
– Конкурируете ли вы с другими площадками?
– Конечно, есть некоторое соперничество за посетителей, но жесткой конкуренции нет. Более того, мы ищем точки соприкосновения и проводим совместные мероприятия с другими проектами, например с «Типографией».
– Изменила ли «Октава» представление о городе?
– «Октава» показала, что жизнь в Туле может быть интересной. Я сам уехал в Москву, работал в «Коммерсанте», но потом вернулся на родину, увидев здесь такой проект. Директор «Октавы» Анна Осипова работала в «Сколкове», но под этот проект тоже вернулась в родную Тулу.
.
«Типография»: культурный центр своими руками
Практически одновременно с грандиозной «Октавой» в Туле открылось сравнительно камерное пространство «Типография», вмещающее около 100 человек. Это кофейня / бар / культурный центр, где собираются шахматный, английский, психологический клубы, проводятся лекции местных спикеров. Редко, но в «Типографии» выступают и звезды, например кинокритик Антон Долин.
– Сложно и нервно, когда ты открываешь пространство для ограниченной аудитории, а параллельно делают «Октаву», для которой количество посетителей – это не вопрос выживания, – говорит редактор городской веб-газеты «Станок» Даниил Бессонов, тесно общавшийся на тот момент с ребятами из «Типографии». – Но сейчас, я думаю, каждый из проектов определился со своей аудиторией и нашел свою нишу.
– Как эти пространства меняют город?
– По моим наблюдениям, инфраструктура в Туле опережает спрос. Люди не ценят то, что им дается просто так. Лекции в «Октаве» проводятся бесплатно, а в «Типографии» в основном за свободный взнос. Организаторы боятся назначать высокую цену за билеты. При этом в Туле давно считается нормой, например, заплатить 200 рублей за кофе – у нас очень развита культура потребления. Поэтому, наверное, выстрелил проект «Искра» с кафе и ресторанами. Для креативного класса, который сейчас формируется в Туле, в том числе благодаря большому сообществу айтишников, это очень важно.
.
«Искра»: бизнес-квартал в центре города
Там, где был плац военной части, сейчас уютный квартал с кафе, ресторанами, салонами красоты, стильными магазинчиками. Для нового городского пространства «Искра» вернули к жизни здания епархиального училища XVIII века.
– Мы тщательно подбирали резидентов, чтобы они украшали собой «Искру» и усиливали друг друга, – говорит Роман Устименко, главный архитектор проекта. – Естественно, арендаторы должны были принять наши требования по дизайн-коду.
– Много спорили?
– Конечно. Чего хочет арендатор? Вывеску поярче и трос до самой двери, чтобы клиенты за него цеплялись. Постепенно мы убедили наших резидентов, что нужно согласовывать каждую деталь во внешнем виде и интерьере.
– Было ли взаимодействие по проекту с местной властью?
– «Искра» – это частный бизнес-проект, но его нельзя рассматривать отдельно от всего исторического центра. Недавно администрация города завершила реконструкцию пешеходной улицы Металлистов, которую курировал лично губернатор. Вместе эти пространства представляют единое целое, образуют популярный маршрут.
– Влияют ли такие пространства, как «Искра», на улучшение городской среды?
– В Туле, где много заброшенных промышленных производств, должны были появиться лофтовые пространства. Квартал «Likerka. Loft» был первым, а первому всегда сложно. «Искра» показала, как еще можно сделать. Мы видим, что в благоустройстве заинтересована власть, жители сами выходят с инициативами по реконструкции зданий и собирают деньги на краудфандинговых площадках. Я уверен, что «Искра» во многом зажгла людей, и впереди проекты, которые будут еще круче.
***
Чем Тверь хуже Тулы и в чем лучше
Вот основные выводы, которые мы сделали из поездки в Тулу.
Если в Туле инфраструктура опережает спрос, то в Твери наоборот.
Опыт работы лектория «Живое слово» показал, что люди, покупая билет, готовы инвестировать в свой интеллектуальный досуг. Мы считаем, что это гораздо более правильная и стабильная модель – платить за то, что тебе ценно, а не ждать прихода инвестора из «Норникеля». В этом смысле аудитория Твери, конечно, ответственнее и круче.
А это значит, что Твери даже в большей степени нужны новые площадки.
Культурный центр «Рельсы» на Трехсвятской, который запускают наши коллеги, по сути, первая попытка создания креативного пространства. Чем-то модель «Рельсов» напоминает нам модель «Типографии»: сочетание функций кафе, клуба, лектория в одном небольшом помещении.
В Туле два деловых квартала – «Искра» и «Ликерка», а в Твери пока ни одного.
Было бы здорово сделать город в городе и среди магазинов, ресторанчиков предусмотреть площадку для проведения мероприятий. Говорят, в здании швейной фабрики на проспекте Победы делается подобный квартал – ждем с нетерпением. Идеально для этих целей подходят и Морозовские казармы – власти несколько лет обсуждают реконструкцию, но делают это за закрытыми дверями, не вовлекая городскую общественность, экспертов и местных инвесторов. Пока нет открытости, нет надежды на положительные изменения.
В Твери есть ответственный бизнес, компетентные девелоперы, инвесторы и меценаты, готовые поддержать интересные проекты. Многих мы знаем лично.
Нельзя развивать экономику и демографию в регионе, не улучшая городскую среду в областном центре и не сотрудничая с местными сообществами.
Власти Тулы это поняли и сразу выдали результат. Несмотря на то что в Твери есть внятные чиновники в администрации города и правительстве области, политической воли делать крутые проекты, на которые смотрела бы вся страна (как мы смотрим на Тулу), мы пока не видим.
Текст: Любовь Кукушкина