«Альпина нон-фикшн» – это маяк в мире научно-популярной литературы, который зажгли в 2008 году. Мы поговорили с директором издательства Павлом Подкосовым о том, как формировалась культура просветительства и какие тренды можно наблюдать сейчас.
– Павел, какова была ситуация в научпопе, когда возникла «Альпина нон-фикшн»?
– После развала СССР, где интерес к научно-популярной литературе был довольно серьезным (тиражи журналов «Юный натуралист», «Вокруг света» достигали 4 млн экземпляров), мы пришли к ужасному состоянию. В 1990-е людей волновали совсем другие проблемы, нежели самообразование, но в 2000-х годах понемногу ситуация начала исправляться. Появились такие знаковые книги, как «Краткая история времени» Стивена Хокинга или «Ткань космоса» Брайана Грина.
Свою первую научно-популярную книгу мы выпустили в 2008 году, это была «Физика невозможного» Митио Каку.
С самого начала мы сотрудничали с фондом «Династия», который задал высокую планку. Основатель фонда Дмитрий Зимин настаивал, чтобы все книги на входе оценивались профильными экспертами и проходили, помимо литературной, научную редактуру. Мы до сих пор следуем этим очень нужным правилам.
– Что произошло, когда фонд «Династия» признали иностранным агентом?
– Государство закрыло один фонд, но на его месте возникли три новых – «Эволюция», «Траектория» и «Книжные проекты Дмитрия Зимина», которые подхватили поддержку научно-популярной литературы. Однако другие проекты «Династии», например поддержка молодых ученых или талантливых школьников, были свернуты.
– Какое в «Альпине» соотношение российских и зарубежных авторов?
– Сейчас около 30–40% изданий – это книги российских авторов, хотя начинали мы с нуля. Большую роль в формировании научно-популярного комьюнити – объединении авторов, издателей, читателей – сыграла премия «Просветитель». Если в 2007–2009-м номинировались 20–30 книг в год, то сейчас это 120–150 книг.
– Как за эти годы изменился читательский интерес?
– В какой-то момент научпоп стал модным. Авторы начали выступать с лекциями в точках притяжения вроде центра «Архэ» или вашего лектория «Живое слово», записи лекций теперь доступны и в интернете, появились научно-популярные блоги. Но, мне кажется, пик классического научпопа пришелся на 2015–2016 годы. Сейчас очень много предложений на этом рынке.
Как всегда, если что-то начинает приносить деньги, туда приходят игроки с разной степенью компетентности.
Бывает, берешь в магазине книгу, а ощущение, что это просто сырой материал, над которым еще год работать. Однако по-прежнему есть мы и другие издательства, например Corpus, которые выпускают качественные книги и дорожат своей репутацией.
– Назовите три книги «Альпины нон-фикшн», которые вам нравятся больше всего.
– Одну я уже назвал – «Физика невозможного» Митио Каку. Это идеальная книга для вхождения в мир научпопа. У меня два высших образования, оба гуманитарные, и то, что мы занялись естественными науками, заслуга не только наших читателей, фонда «Династия», но и Митио Каку тоже. Эта книга показала мне, что физика может быть понятной и увлекательной, что на примере фантастических фильмов, того же светового меча из «Звездных войн» можно разбирать сложные физические законы.
Вторая книга, пожалуй, «Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки» Роберта Сапольски. Она показывает тенденцию междисциплинарности в современном научпопе: здесь и психология, и нейробиология, и физика, и химия. Это must-read для тех, кто хочет знать, почему мы ведем себя таким образом, а не иначе. Ну и третья важная для меня книга – это «Мифология. Бессмертные истории о богах и героях» Эдит Гамильтон. Все мы знаем истории про Троянскую войну, 12 подвигов Геракла, но трудно представить себе целостную картину, всю греческую мифологию. Совсем недавно мы переиздали книгу Эдит Гамильтон 1942 года, где объединено невероятное количество источников. Это очень красивая и захватывающая книга, юбилейное издание.
Беседовал Дмитрий Кочетков
Читайте также статью «Зарубежный научпоп: трудности перевода»