Во дворе дома № 24 на Трехсвятской есть ТАРДИС – машина времени из сериала «Доктор Кто», замаскированная под полицейскую будку 1964 года. Здесь же, на стене, Бэтмен с мальчиком и надпись Everyone can be a hero. Портреты десятков персонажей, от учителя Сплинтера до Венома, выполненные в стиле гения поп-арта Энди Уорхола, украшают фасад магазина комиксов Geeky’s. «Добро пожаловать к гиканутым», – приветствует Андрей Соковнин.
«Я читаю комиксы, я не дебил»
– Гик – это увлеченный человек, – поясняет Андрей. – Я люблю комиксы с шести лет, но сам не рисую, и магазин для меня – возможность самореализации.
Однажды ко мне пришел друг и сказал: «Нужно делать это сейчас или никогда!» Мы открылись 12 сентября 2015 года и с тех пор на каждый день рождения готовим подарки для посетителей. Например, в 2019 году министр культуры Мединский заявил, что читатели комиксов – дебилы. Тогда мы подобрали коллекционные постеры «Я читаю комиксы, я не дебил».
– Кто занимался оформлением двора?
– Это мои друзья-художники. Портреты персонажей комиксов сделала Лена Калькова, она сейчас учится в Чикаго, в университете искусства.
Кливлендская типография увидела в ее подборке фотографий наш магазин и попросила сделать нечто подобное. Получается, где-то в Кливленде есть наш побратим!
В прошлом году Лена приезжала из Америки, чтобы обновить оформление. Граффити с Бэтменом сделал Шамиль Бостон (Шитиев), Акназик Ташиева раскрасила трансформаторную будку и превратила ее в ТАРДИС.
Пришельцы разрушают речной вокзал
– Открывая магазин, ты ориентировался на какой-то конкретный опыт?
– Нет, каждый магазин комиксов – это отражение души его владельца, и многие говорят, что магазин похож на меня. Я убежден, что никаких франшиз здесь быть не может. Мы, конечно, прочитали несколько статей на «Пикабу», посмотрели европейский опыт, но там совсем другой менталитет, и мы сделали так, как сами видим. Более того, каждый год мы что-то меняем.
– Как с открытия поменялся магазин?
– Первоначально здесь стояли кожаный диван, телевизор, Xbox, восьмибитная приставка… Но места все-таки мало, я продал диван, поставил стенды с сувенирами. В этому году я решил в качестве эксперимента представлять не только комиксы, но и книги, связанные, например, со вселенной «Звездных войн».
– Я смотрю, у тебя есть и магниты с тверскими видами в стиле поп-арт.
– Да, наш девиз – Support your local artists. Есть парень, который здорово это делает. Например, вот картинка, как пришельцы разрушают речной вокзал.
Комиксы – это не экзотика
– Кто твоя аудитория?
– Молодежь от 20 до 30 лет, умная, нестандартная, с богатым внутренним миром. А вообще, меня можно считать многодетным отцом – многих я помню стеснительными детьми, которым я советовал что-то прочитать, а сейчас они высокие, статные, с кадыками. Читатели комиксов, как правило, добрые, отзывчивые люди. Иными и нельзя быть, буквально в каждом комиксе говорится об этом. Однажды наш магазин ограбили, и мы попросили людей купить то, что они планировали, в ближайшую неделю. За пару дней у нас раскупили все, что было! А когда мы объявили сбор вещей для нуждающихся, ребята несли одежду мешками!
– Сразу ли ты нашел своих читателей?
– Года два ушло на объяснение того, что комиксы – это не что-то экзотическое, они вокруг нас. Например, фильмы «Константин», «Люди в черном», «Хеллбой» сняты по комиксам.
Кто делает комиксы в России
– Чем комикс-культура в России отличается от Европы и Японии?
– Индустрия развивается: комиксы выходят в Америке и у нас практически одновременно. Однако бытование комикса сильно отличается. В Америке, например, это периодические издания, выходят книжками по 24 страницы, и их покупают, как газету. В России же это изначально коллекционная история. А в Японии вообще нет привычки хранить печатные издания. В порядке вещей прочитать книгу и оставить ее в метро.
– Делают ли в России собственные комиксы?
– Да, например, в 2019 году в издательстве Jellyfish Jam вышел сборник «Цунами» – восемь потрясающих историй, связанных темой воды. Под обложкой – молодые российские авторы. Моя подруга Беата Коташевская, например, рассказывает, как можно потерять все, если не ценить то, что имеешь.
– Что поразило тебя в комикс-культуре в последнее время?
– Я наконец прочитал «Паразита» Хитоси Ивааки, и это снесло мне голову.
Вообще-то я не люблю инопланетные истории, но эта манга ни на что не похожа.
В 2019 году вышло жутко классное аниме «Сага о Винланде».
Главные герои – это викинги, которые направляются в Англию.
Преступлением было бы не посмотреть мультсериал «Любовь, смерть и роботы».
Открытием года я бы назвал «Бесконечный поезд» от Cartoon Network. Главная героиня попадает в поезд без начала и конца, причем каждый вагон – это новый мир со своими физическими законами.
«Бесконечный поезд» оказался последней каплей – я решил создать свою историю, которая бы оказала на меня такое же сильное влияние.
– Ты решил написать свой комикс?
– Да, я работаю над сюжетом, делаю наброски, а рисовать будет другой человек. В 2020 году я планирую уехать в Италию, в Рим, где происходит действие. Это будет история с гигантским подтекстом, я хочу, чтобы в каждой закорючке был глубокий смысл. Я планирую выпустить комикс в 13 номерах, но больше пока ничего не скажу.
P.S. Это интервью было сделано до коронавирусной эпохи, но мы уверены, что Андрей Соковнин осуществит свой план по поездке в Италию и созданию комикса, как только это станет возможно.
Андрей Соковнин наш друг и партнер – он хорошо известен гостям лектория «Живое слово» и ресторана La Provincia, где проходили его лекции-дегустации на тему «Звездных войн», творчества Хаяо Миядзаки, истории Сахалина. В магазине Geeky’s есть стена для стикеров, и мы разместили там логотипы лектория и журнала. Всем, кому интересны комиксы, могут присоединяться – на стене осталось немного места для ваших наклеек.
Текст: Дмитрий Кочетков