Как Якутия победила Голливуд, рассказали режиссеры «Сахафильма»

Республика Саха – единственный субъект РФ, в котором развито собственное кинопроизводство. Фильмы окупаются в местных кинотеатрах и на онлайн-площадке Sakhamovie.ru. Некоторые картины выходят на международный уровень. Так, детективный триллер «Мой убийца» (My Murderer) можно найти в онлайн-кинотеатрах «Кинопоиск» и Amazon. В 2018 году призером Московского международного кинофестиваля стала драма «Царь-птица» Эдуарда Новикова, а в 2019 году приз зрительских симпатий получил фильм «Надо мною солнце не садится» Любови Борисовой. Как устроен якутский кинематограф, на онлайн-встрече в лектории «Живое слово» рассказали режиссеры и директор «Сахафильма» Дмитрий Шадрин.

В начале – хорошее образование

Как объяснить бум якутского кино?

Дмитрий Шадрин: Все сложилось по кирпичикам. Киностудия «Сахафильм» образовалась в 1992 году. Сейчас у нас в штате 44 человека: режиссеры, художники-постановщики, продюсеры, у нас есть свой худсовет. В год снимаем по семь фильмов. Большую роль сыграло образование – наши сотрудники проходили обучение в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения, во ВГИКе и ГИТИСе. Это дало хорошую базу. Очень помогают якутские зрители, которые выдвигают жесткие требования, а мы стараемся, чтобы кино было интересным.

Чувствовать якутскую аудиторию

Чего хочет зритель?

Любовь Борисова: Якуты – они же как дети: не поймут, если фильм завершится трагически. После философской притчи «Царь-птица» мы решили сделать коммерческий, зрительский фильм «Надо мною солнце не садится» (сочетает элементы драмы, комедии, приключений. – Прим. ред.).

Картина окупилась в прокате, хотя и попала в небольшое окно между «Мстителями» и «Аладдином». Полгода фильм шел в кинотеатре «Сахафильма», и на каждом сеансе зал был полон. Якутское кино пользуется большей популярностью, чем американское. Залы всегда полные, билеты трудно достать. Можно сказать, что мы победили Голливуд. Единственная проблема, что у кинотеатров есть обязательства перед дистрибьюторами, и сложно бывает найти окно.

Древние обычаи не для красоты кадра

В кино вы показываете якутские обычаи, например герои кормят огонь. Это художественный прием или правда жизни?

Дмитрий Шадрин: Куда бы мы ни пошли: в лес, на реку, – мы берем с собой оладьи, чтобы покормить природу. Для нас это естественно, и вы можете увидеть это в кино.

В фильме «Царь-птица» герои зажигают свечку перед иконой и тут же вызывают шамана. Как такое возможно?

Эдуард Новиков: Православие и языческие обряды прекрасно уживаются и в современной жизни. Моей главное задачей было показать единение человека и природы и традиционную веру якутов.

В фильме шаман нацепляет на себя ножи и прочие металлические предметы. Эта сцена сделана с иронией?

Эдуард Новиков: Нет, одеяние шамана реальное. Многие вещи для картины мы взяли из музея, например старинный календарь (круглая дощечка, из центра спиралью расходятся 365 дырок, в которые вставляется палочка. – Прим. ред.).

Есть ли места в Якутии, где люди до сих пор живут в таких же балаганах с земляным полом?

Эдуард Новиков: Нет, фильм рассказывает о событиях 1930-х годов, с тех пор многое поменялось. Мы специально построили балаган.

Дмитрий Шадрин: Да я такой же дом на даче строю! Возвращаюсь к истокам! Только окно европейское, и то в Якутске сделано.

Режиссер и швец, и жнец, и на дуде игрец

А из чего сделано такое тусклое окно в фильме?

Эдуард Новиков: Окно изо льда, как делали в старину. Но во время съемок в павильоне была изготовлена имитация.

Любовь Борисова: Окно мы сделали своими руками, разработав зимний и весенний варианты окна – просто меняли количество слоев целлофана, ваты, бумаги… Чтобы изобразить иней, мы использовали сахар. Голь на выдумки хитра.

Любовь, вы пробовали себя на разных ролях в съемочном процессе, а «Надо мною солнце не садится» ваш режиссерский дебют. Откуда взято такое лирическое название?

Любовь Борисова: Из песни, которую поют главные герои.

А откуда песня? Фольклор?

Любовь Борисова: Сама написала.

Кастинг по ватсапу

В фильме «Надо мною солнце на садится» показано, как старик передает парню свои навыки и философию жизни, а парень учит старика вести блог. Как новые технологии сочетаются с древними обычаями?

Любовь Борисова: У нас действительно много вайнеров, блогеров, в инстаграме показывают целые сериалы… В фильме звучит фраза «У каждой бабушки есть ватсап». И это правда: бабушки общаются в ватсапе, при этом говорят, что интернетом пользоваться не умеют. Вся Якутия сидит в ватсапе – люди обмениваются новостями, создают группы, появляется новый фольклор. Кстати, именно по ватсапу я утвердила Ивана Константинова, студента Арктического института культуры и искусств, на роль молодого человека Алтана. Он мне прислал видео, и я ему поверила.

Локация и население играют решающую роль

Где вы нашли такого колоритного актера Степана Петрова, который по-разному сыграл в обоих фильмах?

Эдуард Новиков: Изначально я хотел на эту роль профессионального актера, но идею не получилось реализовать. Тогда я нашел актера-любителя из народного театра в Хангаласском улусе.

Любовь Борисова: Мы вместе со Степаном Петровым ездили на ММКФ, и там я увидела, какой он веселый и харизматичный человек. Я захотела написать сценарий для него, и в «Надо мною солнце не садится» он сыграл сам себя.

А где вы нашли актеров на другие роли?

Любовь Борисова: Чтобы снять фильм, мы провели месяц вдали от дома, на берегу моря Лаптевых. В экспедицию мы взяли только двух актеров, остальных нужно было добирать на месте. С одной женщиной мы познакомились, пока ехали на танкетке (гусеничном вездеходе. – Прим. ред.), в кино снялись она и ее дочь. Все второстепенные герои – это местные жители. Главным было попасть в типаж и попросить их сыграть самих себя.

В основе якутские классики, но не всегда

В основе двух фильмов – произведения якутских писателей Василия Яковлева и Николая Логинова. Всякое ли произведение можно экранизировать?

Эдуард Новиков: Я прочитал рассказ Василия Яковлева 10 лет назад, но тогда не было технической возможности, чтобы снять этот фильм, пришлось подождать. Сцены с орлом мы снимали в Киргизии, с актерами – в Якутске, а потом их совмещали. Орла звали Тумара, но в фильме он не единственный. Тумара наелся мяса, и мы не смогли снять, как он парит. Поэтому доснимали мы уже в Якутске – в кадре парит уже родной якутский орел.

Любовь Борисова: Бывает, читаешь книгу и сразу видишь действие. Некоторые книги же невозможно переложить на язык кино, не внеся значительных изменений. В повести Николая Логинова сложно переплетаются судьбы многих персонажей, и для экранизации потребовалось бы сделать сериал. Я взяла только первую главу. Однако не всегда литература становится источником для сценария – сейчас я готовлюсь к съемке фильма, частично основанного на биографии якутского художника.

Продаем квартиру и делаем кино?

Бюджет якутского кино, как заметил модератор встречи актер Тверского театра драмы Тарас Кузьмин, часто не превышают стоимость двухкомнатной квартиры в Твери, при этом в фильмах нет ожидаемой, казалось бы, провинциальности, они завоевывают международные награды и достойны внимания самой широкой аудитории. Тарас даже высказал идею стартапа: продать квартиру и вложиться в тверскую киностудию. «Благо здесь есть хорошие актеры», – намекнул он. Мы сказали, что подумаем над этим предложением. Пример Якутии действительно вдохновляет.

Текст: Дмитрий Кочетков

P.S. Продолжаем открывать российское кино! 26 мая лекторий «Живое слово» организует онлайн-встречу с Антоном Долиным. Кинокритик расскажет о новом поколении российских режиссеров, которые делают интересные фильмы и участвуют в международных фестивалях.