Петр Термен открыл в Твери пандемию под мистическое пение терменвокса

В честь дня рождения Петра Термена, которое он отмечает 19 июня, мы публикуем этот текст о его визите в Тверь 17 марта 2020 года, накануне введения режима повышенной готовности в регионах. Это было последнее живое выступление Петра как минимум на три месяца. Вспомним, как это было: пандемия в Твери началась фактически под мистическое пение терменвокса.

«Голос Термена» – так переводится название этого бесконтактного музыкального инструмента, который за рубежом известен просто как theremin, по имени изобретателя Льва Сергеевича Термена. Исполнитель водит руками по воздуху рядом с двумя антеннами, и получаемый звук напоминает человеческий голос. «Терменвокс полюбили в фильмах про инопланетян и хоррорах из-за двойственности звучания – вроде бы это голос человека, а вроде бы и нет, – сказал правнук изобретателя Петр Термен. – Как будто оперная певица кричит в лесу».

Вы можете послушать звучание терменвокса на нашем Ютуб-канале.

Не трогать руками

Терменвокс был изобретен ровно сто лет назад, в 1920 году. Тогда Лев Термен возглавлял Царскосельскую радиостанцию и заметил, что, если приблизиться к антенне, меняется частота.

– С юного возраста он горел идеей создать музыкальный инструмент, на котором играют бесконтактно, – сказал Петр Термен. – Льва Сергеевича волновало, что физическое усилие, которое мы прикладываем к инструменту, диссонирует с эфирной музыкой. Так появился терменвокс, который любое движение рук исполнителя, изменяющее емкость электрического поля, превращает в звук. Поэтому очень важно во время игры на инструменте ровно дышать – глубокий вздох отражается на музыке.

Чем выше левая рука над первой антенной, тем громче музыка. Чем дальше правая рука от второй антенны, тем ниже звук, и наоборот. Ноты находятся как бы между плечом исполнителя и инструментом.

От Ленина до Led Zeppelin

Известна история, как Лев Термен продемонстрировал инструмент Ленину. Впоследствии многие освоят терменвокс, от Чарли Чаплина до Led Zeppelin, но Владимир Ильич был одним из первых, кто попытался это сделать. Лев Термен взял руки вождя революции и водил ими по воздуху, играя «Жаворонка» Глинки. Ленин оценил изобретение, и Лев Термен начал гастроли по всей стране, что совпало с пропагандой электрификации.

Концерты Термена были мультимедийным действом – он использовал световые эффекты, кресла могли подрагивать, подлокотники меняли свою, создавалась иллюзия, что опускается потолок, менялись запахи. В общем, это был прообраз современных 5D-кинотеатров.

– Сейчас эти вещи воспринимаются как развлечение, а тогда это был манифест от имени искусства. Лев Термен искал новые возможности воздействия на слушателя в контексте высокой академической музыки.

Поющая матрешка

Лев Термен создал целое семейство электромузыкальных инструментов – первый синтезатор, первую ритм-машину, прообраз современной драм-машины… Наиболее экзотичным, наверное, был терпситон, названный в честь музы танца Терпсихоры. Принцип тот же, что и у терменвокса, только звук появляется уже не просто при движении рук, а при движении всего тела во время танца.

Но самый диковинный инструмент, пожалуй, придумали японцы, совместив матрешку и терменвокс.

В Японии около 5000 любителей матреминов – они формируют целые оркестры, надевают стетоскопы, чтобы лучше слышать свою матрешку, и играют русские народные мелодии, то приближая руки к инструменту, то отдаляя.

– Я присутствовал на установлении рекорда Гиннесса в Японии, в Кобе, когда 289 музыкантов играли на матреминах, – сказал Петр Термен.

В интернете немало роликов про эту забавную японскую страсть, со стороны может показаться, что это сцены из артхаусного кино.

***

Лев Термен, вообще, много чего изобрел – взять хотя бы подслушивающее устройство и систему сигнализации. Его жизнь и творчество – тема для отдельной лекции, которую Петр Термен обещал при возможности прочитать в Твери в другой раз.

Лев Сергеевич умер в возрасте 97 лет, когда Петру было два года.

– Конечно, я с детства слышал, как должен звучать инструмент. Кто-то думает, что терменвокс был у меня вместо погремушки, но это не так. На нем может научиться играть каждый, но для этого нужно приложить усилия, как, впрочем, и на любом другом инструменте.

Текст: Дмитрий Кочетков

Фото: Артем Ершов, Мария Кочерова, Дмитрий Кочетков

Не пропустите ярких спикеров в лектории «Живое слово» — расписание на сайте lectory69.ru