Константин Иванов – директор компании «Максимум девелопмент», совладелец 17 бизнесов в сферах ритейл, IT, HoReCa, меценат городских просветительских проектов. Если представить его через известные бренды, то Константин Иванов строил в Твери ТЦ «Рубин», развивает франшизы Intimissimi, Mango, Calzedonia, поддерживает центр современной культуры «Рельсы» и лекторий «Живое слово».
Что делать предпринимателям в кризис? Какое отношение социальные проекты имеют к бизнесу? Как правильно построить партнерство?
На эти и другие вопросы человек с обложки журнала «Умный город» ответил на вебинарах в центре «Мой бизнес».
Похудеть и искать окно возможностей
– Как вы воспринимаете экономический кризис, вызванный пандемией?
– Спокойно. На моем опыте были уже кризисы 1998, 2008 и 2014 годов, и из каждого наши бизнесы выходили с кратной капитализацией. Сегодня ситуация больше напоминает 1998-й, когда останавливались предприятия, резко падали доходы населения. Конечно, нельзя выработать иммунитет к кризисам, каждый раз они мутируют, как вирус гриппа. Но российский бизнес, на мой взгляд, к этой ситуации наиболее готов психологически.
В целом мы увидели абсолютно новую реакцию на событие, которое пару лет назад прошло бы без массовой истерии. Сказывается возросшее влияние соцсетей.
– Что вы посоветуете предпринимателям?
– Первая задача для бизнеса – это выжить. Необходимо максимально сократить издержки и при этом сохранить главные производственные и технологические цепочки. Понятно, что от жирка, накопившегося в тучные годы, надо отказаться, убрать все то, что не является винтом или гайкой в ваших бизнес-процессах. Условно, от водителя или второй секретарши. Надеюсь, не придется вспомнить бартерные схемы, когда партия футболок обменивалась на экскаваторы, а те, в свою очередь, на квартиры.
В то же время, пройдя пик кризиса и выйдя на некую стабильность, я буду искать возможности для роста и создам креативную команду.
Так что надо не отчаиваться, а худеть и бежать вперед – в поисках окна возможностей или даже форточки.
Похудеете и протиснитесь!
– Как выстроить отношения с сотрудниками, если они просят дополнительных выплат и компенсаций?
– Здесь надо понимать, что задача руководителя – сохранить компанию, а не раздать деньги, потому что всех жалко. Это детский, безответственный подход, который приведет к тому, что вы не сможете возобновить работу, когда придет время. Другое дело, если ваши сотрудники оказались в тяжелой жизненной ситуации – тогда вы распечатываете кубышку и, если считаете нужным, выделяете деньги из своих личных средств. К каждой истории подход индивидуальный.
Что-то отпадет, но появится новое
– Какие у вас проекты в IT?
– Мы с командой высококлассных специалистов создали платформу smally.me, которая сводит вместе инвесторов и заемщиков, реализующих поставку товара по 44-ФЗ. За все время работы не было дефолтов – заемщики четко исполняют обязательства, инвесторы довольны своей более чем 20%-ной прибылью, платформа зарабатывает при этом не на процентах, а на комиссии заемщика. Надежность здесь определяется выбором вектора (поставка товара по 44-ФЗ), ограничением объема инвестиций до 500 тыс. рублей (вряд ли кто из поставщиков захочет обмануть государство на эту сумму) и прекрасной интеллектуальной системой, которая анализирует участников госконтракта.
– Как кризис повлиял на IT?
– Думаю, что кризис лет на 5–7 ускорил цифровизацию, и IT-отрасль будет расти еще стремительнее.
– А есть ли перспективы у сельхозпроизводства?
– Я искренне считаю, что сельхозпроекты получат такой же рост, как и IT, если перспективно работать на стыке этих двух направлений. Яркий пример – новосибирская технология iFarm для выращивания овощей и фруктов в городских условиях. Я не люблю делать анонсы, но мы с командой планируем запустить интересный IT-проект в агропромышленности.
Также давно созрела идея работать в направлении IT-медицины, это сложная история в рамках общемирового бизнеса. Сейчас появилось много свободного времени, некоторые текущие проекты могут отпасть, как листья осенью, зато появятся новые.
В чем «корысть» меценатства
– Насколько ваш бизнес завязан на Твери? Были мысли переехать в Москву?
– По некоторым направлениям я тесно связан с Тверью, например ритейл. Однако мой приоритет на сегодня – это fee-девелопмент, то есть организация строительных процессов для непрофессиональных в данной отрасли инвесторов. Этот бизнес пока не пересекается с Тверью, к сожалению. Я работаю с другими регионами, хотя в родном городе многое был бы согласен делать бесплатно.
Я люблю бешеный ритм столицы, но он больше подходит для работы, чем для жизни. Жить мне комфортно в Твери, а на совещания в Москву я езжу на «Сапсане» и всегда прибываю вовремя, в отличие от московских коллег, которые могут опоздать на 30–40 минут по разным причинам.
В Твери я могу видеть результаты своей деятельности, помогать социальным инициативам, таким как лекторий «Живое слово» и центр современной культуры «Рельсы».
Я вижу, как эти проекты меняют город…
…Как дети, посещающие лекции, начинают по-другому разговаривать, как взрослые знакомятся и начинают что-то вместе делать.
Лекторий «Живое слово» был первопроходцем, ему пришлось тяжелее всего.
«Рельсы» показали пример объединения горожан, когда на краудфандинговой платформе собрали больше 500 тысяч рублей на создание культурного центра. Очень приятно во всем этом принимать участие. В центре современной культуры «Рельсы» будут работать кафе «Боник», рестобар Locals – партнерские проекты, которые друг друга поддерживают.
– Зачем бизнесу социальные проекты?
– Это меценатство, я не планирую извлекать прибыль. Однако считается, что у предпринимателя всегда есть корысть. В таком случае «корысть» в том, что мотивацией для ваших сотрудников является причастность к чему-то большому. Мои сотрудники понимают, что заработанные деньги будут потрачены не на очередной полет бизнес-классом на Мальдивы, а на социальные инициативы и благотворительность.
Учеба длиною в жизнь
– Посещаете ли вы бизнес-тренинги?
– Если меня интересует какое-то направление деятельности, я ищу человека, который в этом преуспел, и стараюсь познакомиться через соцсети. Не все отвечают, но в итоге ты находишь эксперта, который готов встретиться с тобой, поделиться опытом.
Иногда я сам веду вебинары по узкоспециальным темам, например по fee-девелопменту. Одна из моих любимых тем – как быть счастливым, в том числе несмотря ни на какие кризисы.
– Какое образование полезно предпринимателям?
– Я сторонник lifelong learning, учиться чему-то нужно всю жизнь, сейчас для этого много возможностей. Если вы хотите стать предпринимателем, не тратьте время на институты – делайте, а параллельно учитесь.
– Однако вы учились в РАНХиГСе по программе MBA Executive…
– Мне было интересно структурировать свои знания, полученные из практики, книги или встреч с разными людьми. Я выбрал РАНХиГС и получил, что хотел.
Главным результатом обучения я считаю знакомство с новыми людьми.
С одним товарищем мы создали бизнес, который уже несколько раз окупил наши траты на обучение, к другому товарищу я съездил в гости в Казахстан, к третьему – на свадьбу в Вологду… Со многими мы до сих пор общаемся.
– Как вы относитесь к школьному онлайн-образованию?
– Очень хорошо. Оно позволяет выбрать настоящего учителя, который сможет увлечь вашего ребенка. Главное, чтобы ребенок был готов сам себя организовать. Например, моя младшая дочь говорит, что хочет перейти на онлайн-обучение, но я в этих словах слышу другое: «Пап, мне лень учиться». Наверное, пока она не готова или мои усилия недостаточны, чтобы ее этому научить. Старшей дочери 14 лет, и она постепенно доказывает мне, что справится с онлайн-образованием. Я стараюсь слышать детей и с уважением отношусь к их мнению.
– Основная функция школы – это социализация, но в онлайне ведь эту задачу не решить…
– Социализироваться гораздо эффективнее не со случайными людьми, которые оказались в твоем классе, а с единомышленниками – друзьями по футболу или танцам, где тебя ждут, любят и принимают таким, какой ты есть. В школе единомышленников единицы.
От охранника в «Лузитании» до fee-девелопера
– Каким был ваш первый бизнес?
– Бизнесом я увлекся в 13 или 14 лет. Это была простая история: мы с другом сначала в Польше, потом в Москве закупали тетрисы, автомагнитолы и торговали ими на рынке. Лет в 16 я понял, что зарабатываю больше родителей вместе взятых, но поумнеть к тому моменту не успел и весело с друзьями тратил деньги. Затем я стал представителем компании Gilette, рассказывал в Твери, что такое дилерство. А потом все бросил почти на год – устроился охранником в «Лузитанию».
Помните это злачное место, куда каждый день приезжали милиция и скорая?
Это был период, когда я просто отдыхал разумом.
Потом мой одноклассник рассказал про свою идею – торговлю кровельными материалами. Я ему посоветовал расширяться, мы сняли подвальное помещение в доме, где сейчас кафе «Арзи», взяли в аренду компьютер, купили стол и стул на занятые у родителей деньги и подали объявление в газету «Ярмарка». После этого к нам пришел первый клиент, на деньги которого мы подали еще одно объявление. Затем кто-то уговорил нас не только продать кровельный материал, но и покрыть крышу. Года через три наш строительный бизнес вышел на серьезный уровень.
В 2008 году мы были готовы уже к строительству «Рубина» – это был проект редевелопмента, который мы реализовали полностью, от концепции до заполнения торгового центра арендаторами. Была большая конкуренция, многие хотели эту работу, включая иностранные компании, но владелец здания Чхатвал Харминдер Сингх поверил в нас, за что я ему очень благодарен. Я вставал в пять утра и в лучшем случае приходил домой в одиннадцать вечера, зато получил колоссальный опыт.
Как не потерять друзей, ведя совместный бизнес
– Многое у вас держится на партнерстве. Как его правильно построить?
– Если коротко, то уставные доли в бизнесе определяются материальным вкладом – деньгами, оборудованием – и ничем больше. Например, вы внесли 20%, значит ваша уставная доля 20%. Дальше вы можете договариваться о чем угодно, например о том, что, пока вы ведете активную деятельность, вы будете получать 90%. Но на момент открытия бизнеса активом признаются только материальные ресурсы.
Никакая будущая деятельность активом не является.
Сегодня вы решили работать, а завтра передумали…
Все нюансы партнерства должны быть четко прописаны, особенно если вы имеете дело с друзьями или родственниками. Иначе кто-то может говорить одно, подразумевать другое или вдруг надумать что-то свое. Я люблю вести дела с друзьями, но перед этим мы всегда четко определяем правила.
Три критерия: деньги, время и эмоции
– Какой бизнес самый выгодный?
– Собственную выгоду я измеряю не только деньгами. Готовя диплом по программе MBA, я придумал три критерия для оценки бизнесов: сколько я получаю денег, сколько трачу времени и сколько удовольствия это мне приносит. С этих точек зрения я проанализировал свои бизнесы и пришел к болезненному выводу.
Оказалось, что тот бизнес, который составляет 80% моих доходов, – отнимает больше всего времени и не доставляет никаких приятных эмоций. В результате я принял тяжелое решение и отказался от этого бизнеса, то есть непосредственно от строительства, оставив лишь то, что мне действительно интересно, а именно fee-девелопмент. На конец 2019 года я практически вышел на тот уровень доходов, который у меня был до отказа от нелюбимого, но прибыльного дела.
Я понял, что для меня по-настоящему важны две вещи: время и внимание. Время – это ресурс, который никогда вам не вернется с прибытком, потому что нельзя инвестировать время и потом получить его еще больше. Внимание – это то, что формирует нашу жизнь; она по сути и состоит из того, на чем мы фокусируемся. Время, помноженное, на внимание, и дает энергию жизни.
Делайте то, что вам нравится, а деньги появятся.
Если оценивать с этих позиций – время, внимание и эмоции, – то самым выгодным бизнесом для меня оказывается, как ни парадоксально, магазин фейерверков «Русалют» в «Рубине». Этим занимаются мои партнеры, за что я им благодарен. Я трачу всего час в год и получаю определенную сумму. И выходит, что этот час у меня самый дорогой! Осознание этого дарит приятные эмоции.
Так перевернулись мои представления о выгодности бизнеса. Если что-то приносит деньги, но доставляет страдания, я найду способ заняться чем-то более интересным.
Текст: Любовь Кукушкина
Фото: Мария Кочерова