Борщевик Сосновского, по самым скромным подсчетам, занял более 40 тыс. гектаров в Тверской области и увеличивает свою площадь на 10% в год. Активисты, министры и главы муниципальных образований обсудили, что с этим делать, на конференции лектория «Живое слово» 10 августа.
– Каждую неделю я езжу к родителям в Красный Холм по бежецкой трассе и не могу спокойно смотреть на нашествие борщевика, которое можно наблюдать по дороге, – сказала во вступительном слове Любовь Кукушкина, руководитель лектория «Живое слово». – Я написала о проблеме в соцсетях, и она вызвала бурное обсуждение, мне стали присылать фотографии ядовитого сорняка из разных районов области. Тогда я решила помочь решению проблемы тем ресурсом, который есть у лектория. Мы умеем организовывать мероприятия, предоставлять качественную информацию и знакомить людей друг с другом. Так родилась идея конференции – конструктивно, без политики обсудить, что каждый из нас может сделать и чем мы можем быть друг другу полезны.
Волонтеры фигачат борщевик
Москвичка Мария Попова с детства каждое лето проводила в калязинской деревне Треухово. Однажды она увидела, что Треухово, как и все деревни вокруг, активно зарастает борщевиком. В отличие от других дачников, Маша не стала с этим мириться – она не только методично уничтожает борщевик на своей территории, но и создала движение «Антиборщевик», которое стало всероссийским. Ребята рассказывают, как грамотно бороться с борщевиком, выстраивают диалог с местными властями, ведут интерактивную карту с очагами заражения. Ну и просто «фигачат борщевик»: подкапывают, режут зонтики, рубят лопатами, вспахивают тракторами, опрыскивают гербицидами.
– Глобальный вред от борщевика еще и в том, что он уничтожает биоразнообразие, – говорит Маш, и приводит данные исследований: в природе на территории, оккупированной борщевиком, из 124 видов остается 10, а из 30 – 1.
Места, куда приходят борщевик, становятся непригодными для жизни, при этом, как говорит Маша, «осознание проблемы в обществе – на стадии отрицания и гнева».
Поэтому ключевая задача проекта «Антиборщевик» – просветительская. Важно объяснить людям, что борщевик – это зло и что каждый из нас в состоянии хотя бы убрать территорию у своего дома. Листовки, уроки в школах, настольные игры про борщевик, посты в соцсетях – в ход идет все. Год назад Маша завела канал в «Тик-Токе», она снимает и публикует ролики про борщевик. Метод оказался действенным, сейчас у канала более 50 000 подписчиков. Уровень осознанности в обществе растет, но, к сожалению, очень медленно – борщевик размножается куда быстрее.
Айтишники делают интерактивную карту
Николай Петров – айтишник из Пскова. Под его руководством для «Антиборщевика» разработана интерактивная карта, куда каждый может наносить зоны поражения.
– Вы едете в электричке и видите из окна заросли борщевика. Или гуляете по набережной и обнаруживаете, что берег зарастает, – объясняет Николай. – Просто откройте карту и обведите контуры зараженной территории.
Данные с карты ребята используют для выездов на борьбу с борщевиком и для аргументации в переговорах с местной администрацией. Карта постоянно дорабатывается, становится более точной и более «чувствительной», а ее интерфейс более удобным. По задумке, у каждого пораженного участка – поля, деревни – должен появится координатор, который будет контролировать борьбу с борщевиком на этой территории. Когда у каждого клочка земли найдется ответственный – человек или организация – бороться с борщевиком станет в разы проще. А в карте будут сводиться все данные.
– Это будет как соцсеть, но по борщевику, – говорит Николай.
Все проекты ребята делают на свои деньги. Они несколько раз пытались выиграть грант на это дело, но, очевидно, пока уровень осознанности тех, кто распределяет гранты, тоже на стадии гнева и отрицания.
«Россельхозцентр» предлагает региональную программу
Иван Осокин – руководитель «Россельхозцентра» по Тверской области. Еще в 2011 году «Россельхозцентр» вместе с Минсельхозом разработал план мероприятий по борьбе с борщевиком, а в 2014-м подготовил концепцию региональной целевой программы по механическим, агротехническим и химическим мерам борьбы до 2020 года. Но ничего из запланированного не было выполнено. За 10 лет площадь поражения борщевиком выросла в 1,5 раза.
– В 2021 году это более 40 тыс. гектаров, при этом мы считаем только сельскохозяйственные земли (114 тыс. гектаров), не исследуем обочины дорог и лес, где сейчас тоже много борщевика. В целом каждый третий населенный пункт Тверской области заражен борщевиком.
«Россельхознадзор» планомерно занимается борьбой с борщевиком: в этом году они обработали 150 гектаров в разных районах Тверской области. Могли бы взять больше, заказы были – но не хватает трудовых ресурсов. Мало кто идет на сложную работу в плотном защитном костюме, с тяжелым ранцем-распылителем на спине, среди зарослей трехметрового борщевика. Хотя платят за такую работу очень достойно: около 80 тыс. рублей в месяц.
– Самые эффективные гербициды для борьбы с борщевиком – глифосат содержащие, однако к 2022 году заканчивается их срок регистрации, их могут вывести из оборота. И мы получим еще одну большую проблему в борьбе с борщевиком.
Министр готов к диалогу
Константин Каравайный – министр сельского хозяйства Тверской области. В своем выступлении он назвал одну из ключевых проблем: борьба с борщевиком ведется разрозненно. За территории, пораженные борщевиком, отвечают разные структуры: Минсельхоз, Минлесхоз, муниципалитеты, сельские поселения, а также частные лица. Единой ответственной структуры в области нет, как нет и региональной программы.
– Хотя, на мой взгляд, борщевик – проблема такого колоссального масштаба, что программа должна быть федеральной, – говорит Константин Каравайный. – Силами региона не справиться.
Он объяснил, что деньги на борьбу с борщевиком в Тверской области выделяются, но косвенно – в рамках других программ, в частности программы мелиорации сельскохозяйственных земель. В итоге получаются вообще копейки.
Константин Каравайный сказал, что готов к диалогу с рабочей группой «Тверь против борщевика», которая сформировалась по итогам конференции.
Бизнес подключается
Алексей Артимович – предприниматель. Несколько лет назад они с партнером создали компанию «Областной центр по борьбе с борщевиком». В отличие от «Россельхозцентра», ребята работают по чисто коммерческой модели: не ждут заказов, а сами активно предлагают и продают услугу.
– В этом деле не может быть конкурентов, – говорит Алексей Артимович. – Борщевика, к сожалению, хватит на всех. Однако многие люди не знают, что проблему с борщевиком можно решить за небольшие, в общем-то, деньги: от 500 рублей за сотку земли.
Юристы видят недостатки в законе
Виктория Соловьева – партнер юридической компании Law&Сommerce Offer. На своем дачном участке она борется с борщевиком – хотя «по закону» делать этого не обязана: штрафы за борщевик введены только на сельскохозяйственных землях, а ее участок относится к категории «индивидуальное жилое строительство».
– В этом и проблема, – говорит Виктория. – Законы, которые касаются борщевика, во многом противоречивы. Например, владельцу земельного участка часто проще заплатить штраф, чем очистить землю от борщевика. И таких примеров много.
Менять законы можно на региональном уровне, для этого нужна плотная работа с региональным Законодательным собранием. На конференции было принято решение разработать предложение законопроектов, которые помогут облегчить борьбу с борщевиком.
Ученые экспериментируют
Николай Кудрявцев – старший научный сотрудник Институт лубяных культур (Торжок). Борщевиком он занимается больше 40 лет.
– В юности нас заставляли сажать борщевик, пытаясь его приспособить на корм скоту. Он сначала приживался плохо, а потом пошел в рост – теперь не остановить.
Николай Николаевич рассказал об экспериментальных методах борьбы, таких, например, как большие улитки, которые могут сжирать целые поля борщевика. Однако пока этот метод сложно сделать массовым – для этого нет ни денег, ни ресурсов, ни масштабных научных экспериментов.
Главы ищут бюджет
В финале конференции состоялся паблик-ток «Территории» – руководители районов и поселений рассказали о своем опыте борьбы с борщевиком. В дискуссии приняли участие Юрий Капытин, первый замглавы администрации Лихославльского района; Александр Слепышев, замглавы Конаковского района; Дмитрий Керданов, глава администрации Каблуковского сельского поселения.
Если резюмировать их общий посыл, будет так: денег на борьбу с борщевиком недостаточно, но удается выкроить 200 до 400 тысяч рублей в год, в зависимости от муниципалитета. Пока гасят борщевик с одной стороны, он подступает с другой.
Дмитрий Керданов, биолог по образованию, не скупился на военные метафоры:
– Это реальная война, и пока борщевик побеждает почти без боя.
***
Ситуация с борщевиком в Тверской области запущенная, но не безнадежная. По итогам конференции было принято решение сформировать рабочую группу, которая будет вести диалог с представителями власти.
Кроме того, необходимо призывать жителей выходить на борьбу с борщевиком. Чем больше вовлечено население, тем больше шансов поднять проблему на федеральный уровень.
Каждый может внести свой вклад в общее дело. Лекторий «Живое слово» со своей стороны готов проводить просветительские мероприятия совместно с сообществом «Антиборщевик» и выступать коммуникатором между активистами и властью.
Если вы хотите присоединиться к нашей инициативе, напишите на почту лектория lectory69@gmail.com.
Текст: Дмитрий Кочетков
P.S. Лекторий «Живое слово» благодарит за участие спикеров конференции и IT-компанию JetRockets за предоставленное помещение.
Посмотреть запись конференции можно на YouTube-канале лектория «Живое слово»