ОТП Банк, входящий в европейскую финансовую группу (OTP Group), перевел в Тверь более 20 своих подразделений. Для этого в 2018 году здесь построили большой операционный центр и всего за 1 год сформировали команду из 700+ человек. Проект удалось реализовать в том числе благодаря сильной корпоративной культуре, которая делает работу в большой компании комфортной и эффективной. По каким правилам живет международный европейский банк, мы поговорили с руководителем операционного центра ОТП Банка в Твери Ольгой Закипневой.
Конкурс городов
Ольга, почему ОТП Банк выбрал для размещения своего операционного центра Тверь?
Этому предшествовал серьезный конкурс городов, которые оценивались по множеству критериев, в том числе и по уровню социальной стабильности и вовлеченности городской власти в решение локальных проблем. В финал вышли несколько городов, но Тверь в итоге победила.
Город подкупил и великолепной транспортной инфраструктурой: за один день можно съездить в Москву или Питер и успеть вернуться; и уровнем образования: около 60% нашего коллектива — молодые специалисты, выпускники местных вузов.
Для нас было важно, что Тверь уже является хабом для нескольких операционных центров других крупных компаний и что город заинтересован в таком взаимодействии с ОТП Банком.
Лучший офис Твери
Почему компания построила центр, а не арендовала помещение?
Мы сразу решили создать то место, в которое люди захотят устраиваться на работу. Наша цель была привлечь людей и продолжать оставаться центром притяжения для нужных нам кандидатов. А значит, и рабочее пространство должно соответствовать. Ни одно из имеющихся помещений нам не подошло. Тогда мы решили сами построить «лучший офис Твери». Это стало нашим лозунгом.
Каким вы видели новый офис?
Прежде всего мы шли от запросов сотрудников. Мы спрашивали у коллег, что им необходимо для того, чтобы рабочее место было комфортным и эргономичным.
И до сих пор мы во всем следуем этому принципу — прежде всего идти от желаний персонала. Существуют разные подходы к выстраиванию атмосферы в команде, для себя мы выбрали именно такой.
Большая парковка, зона обучения, зона отдыха, кухня, гардеробная — все это, вплоть до деталей рабочего места, продумывалось с учетом богатого опыта банка и рекомендаций самих сотрудников.
Горизонтальный и вертикальный рост
Сложно было найти первых сотрудников?
HR-бренд ОТП Банка в Твери, как и само здание, создавался, по сути, с нуля. Положение Твери между двумя столицами и помогало и мешало одновременно. Я считаю победой, что мы дали возможность людям, ездившим на работу в Москву, вернуться в родной город и найти возможности для реализации здесь. Например, так поступил руководитель одного из наших подразделений, до этого он работал в другой компании. Некоторые наши сотрудники переехали из Омска, где располагается другой крупный операционный центр банка. Большая часть персонала — это молодые и перспективные тверитяне. Под Новый 2019 год, когда достроилось здание, мы в него переехали с командой из 165 сотрудников.
Часто работодатели говорят о дефиците квалифицированных кадров на рынке. Как твоя команда с этим справилась?
Мы искали специалистов как на внешнем рынке, так и проводили конкурсный отбор на новые позиции внутри банка.
В ОТП возможен как активный вертикальный рост (когда сотрудники получают повышение в своем подразделении), так и горизонтальный рост (когда они меняют профиль и переходят в другое подразделение).
В Твери размещено больше 20 подразделений ОТП Банка: контакт-центр, подразделение по работе с задолженностью, бизнесовые бэк-офисы, HR, служба безопасности и другие. У сотрудников и соискателей большой выбор. Мы поощряем профессиональное развитие, зачастую принимая сотрудников без опыта и помогая им вырасти внутри.
Интеллектуальная мотивация
Как твоя команда мотивирует сотрудников?
У каждого подразделения, будь то контакт-центр или служба безопасности, свой KPI, поэтому мы разрабатываем целевые программы для каждого подразделения. При этом коллектив ОТП Банка открыт к диалогу, никто не сидит за закрытой дверью. Успехи каждого подразделения мы транслируем на всех сотрудников, поощряем коммуникации внутри компании.
Люди часто самостоятельно объединяются на разные социальные проекты, например по спасению бездомных животных. У нас есть небольшая программа «Эколидер» — это переходящий кубок по оптимизации печати. Тем самым мы поощряем подразделения экономить бумагу, спасать лес и заодно упрощать бизнес-процессы. Для детей сотрудников в банке проходят увлекательные мастер-классы, в том числе и в вашем лектории «Живое слово». Конечно, пандемия вносит коррективы, но мы максимально поддерживаем такие активности и стараемся принимать участие во всех значимых мероприятиях в Твери.
Мне приходится слышать, что современное поколение не всегда ценит такие плюшки от компаний. Ты с таким сталкивалась?
Меня, наоборот, радует, что у современного поколения высокие требования, это же хороший знак! Комфортное рабочее место или корпоративные подарки стали стандартом, о котором можно даже не говорить.
Мощный тренд в том, что на первый план выходят не материальные, а интеллектуальные стимулы.
Для многих важна интеграция в крутые проекты и образовательные активности. Я очень ценю в молодежи этот запрос на обучение. Каждый наш сотрудник может составить ИПР — индивидуальный план развития, выбрать образовательные программы, которые помогут прокачать его навыки.
Никакой жесткой иерархии
Ты часто говоришь, что у вас молодой коллектив. Какой средний возраст в компании?
Среди более 700 сотрудников у нас работают как 18-летние, так и сотрудники старше 50 лет. И мы ими гордимся. Это баланс между опытом и задором молодости. Средний возраст сотрудников Тверского операционного центра примерно 25–35 лет. Когда мы говорим «молодой коллектив», то имеем в виду в первую очередь современный взгляд на мир, способность быстро адаптироваться к новому, а это далеко не всегда зависит напрямую от возраста.
Что ты имеешь в виду под современным взглядом на мир?
Например, мы приветствуем обращение на «ты», если это комфортно для всех участников диалога. Многие сотрудники в деловой переписке прикрепляют фразу «Со мной можно на ты». Это упрощает коммуникацию и позволяет решать вопросы быстро, без ненужных сложностей.
У нас нет жесткой иерархии. Любой сотрудник может подойти ко мне или к другому руководителю с предложением.
Новички часто удивляются, что директору можно говорить «ты» и обращаться с любым вопросом. Но скоро они привыкают к такому формату общения.
Такое двустороннее взаимодействие позволяет менять наш мир к лучшему. Когда к нам подошли сотрудницы и сказали, что хотят играть в волейбол, мы ответили: «Окей, без проблем!» — и обеспечили всем необходимым. Когда мы собираем обратную связь, все активно принимают в этом участие, потому что знают: опросы нужны не для отчетности, а для реального улучшения процессов.
Какого результата ты ждешь? Что позволит тебе сказать: «Наши усилия не напрасны»?
Все наши усилия направлены на то, чтобы людям хотелось идти на работу. Почти треть жизни человек посвящает рабочим вопросам, и мы считаем, что каждый достоин того, чтобы проводить это время с приятными эмоциями. Коллеги даже придумали такой лозунг: «Жизнь драйв, работа в кайф!» Мы стараемся, чтобы каждый мог сказать это про себя.
Текст: Любовь Кукушкина
Фото: Света Рудакова
Лекторий «Живое слово» приглашает на яркие интеллектуальные события в Твери — расписание на сайте lectory69.ru. Для компаний мы организуем корпоративные лекции, квизы и презентации.