Максим Ильяхов — о цифровом этикете

Автор книг «Пиши, сокращай», «Ясно, понятно», «Текст по полочкам» Максим Ильяхов рассказал в лектории «Живое слово» о цифровом этикете. Какие средства связи использовать, как соблюдать чужие границы, в какое время писать, какие слова подбирать в мессенджерах – обо всем этом слушайте в записи лекции. В статье мы опубликовали советы, как вести себя в потенциально конфликтных ситуациях.

Учитывайте контекст

«А чо я такого сказал?» – женщины не дадут соврать: важно не ЧТО сказал, а КАК сказал. Каким тоном, когда, в какой ситуации. Это и есть контекст.

Например, слова «нет войне» до 24 февраля звучали вполне безобидно. Тот же текст после 24 февраля – это уже штраф 30 тысяч рублей.

Учитывать контекст довольно тяжело, потому что у каждого он разный. У кого-то в ленте новостей КРОВЬ, РАЗРУШЕННЫЙ ДОМ, ПОДБИТЫЙ ТАНК, РАКЕТА – и ваши ТРЮФЕЛЯ. Конечно, в этом контексте трюфеля выглядят неуместно. Однако у кого-то в ленте всего этого нет, у него жизнь после 24 февраля продолжается. Здесь нужно выбрать, на какую именно аудиторию вы работаете.

Я главный редактор журнала «Кинжал» – и мы сделали выбор, который привел к потере 4% аудитории. Мы решили, что не будем ложиться в могилу раньше времени и продолжим рассказывать про то, как справиться с паникой, агрессией, депрессией. Если ты не можешь контролировать геополитику, то можешь по крайней мере помыть посуду. Мы создаем контент для аудитории, которой нравится такой подход.

Исходите из того, что перед вами не мудак

Это важно при ведении дискуссии в интернете. Допустите, что ваш оппонент не конченый мудак. Просто он не совсем понял, что вы имеете в виду.

Как-то я имел неосторожность написать пост про то, что в России можно работать журналистом. Это спровоцировало бурное комментирование: «А вот в Америке…», «А вот в России…» Кто-то пытался доказать, что я продался Кремлю, кто-то сразу без всяких прелюдий обзывал меня Гитлером.

Понятно, что с этими людьми диалога не получилось. А вот с теми, кто допустил, что не до конца понял мой пост, у нас состоялась прекрасная дискуссия.

Спрашивайте разрешение на войс или звонок

Плохо не голосовое сообщение само по себе, даже если оно на 7 минут. Плохо, когда оно непрошеное.

Представьте, что к вам постучался курьер. В одном случае он молча переступил порог и начал долго распаковывать сумку. А в другом случае он спросил: «Можно мне зайти, а то в коридоре не совсем удобно?» Второй вариант будет более комфортен, потому что у вас спросили разрешения.

Точно так же и с голосовыми сообщениями. Было бы корректно спрашивать: «Можно я запишу голосовое сообщение, потому что так будет быстрее и понятнее?» В этом случае получатель будет лучше к вам расположен.

Голосовое сообщение или разговор по телефону дает гораздо больший контекст, чем письменный текст. Если вы допускаете, что ваши слова могут быть истолкованы неверно и восприняты негативно, я советую вам пообщаться с собеседником голосом, чтобы он услышал ваш дружественный тон.

Если вас бомбит, остановитесь!

Человек – эмоциональное существо. Как только мы чувствуем несправедливость, мы думаем, что это делают враги. А раз враги, то нужно их уничтожить.

Если вы чувствуете, что вас бомбит, остановитесь! Не надо писать: «За что вам платят деньги? Вы не справляетесь со своей работой!»

Возможно, формально вы правы. Но вы хотите быть правым или быть счастливым? Перестаньте двигаться в этом разрушительном для всех направлении. Проявите капельку сочувствия: «Я вижу, что на вас набросили кучу работу. Давайте посмотрим, как мы вместе можем это решить».

Во многих компаниях эти фразы регламентированы. Например, в службе поддержки вам пишут: «Я понимаю вашу проблему», «Я вам очень сочувствую».

Однако сила не в тексте, который человек воспроизводит, а в настроении, с которым он это делает. Поэтому в первую очередь обнимите себя, проявите сочувствие к себе: «Да, у меня коллеги не сахар», «Да, это сложные клиенты».  Если вы привели себя в хорошее состояние, то, какие бы слова вы ни написали, получится хорошо. Даже если вы перепутали «ться» и «тся» – никто не заметит. А вот если вы написали гневное и неуравновешенное письмо, то сразу прибежит 1000 корректоров.

Как реагировать на спамовые поздравления в чатах?

У меня нет ответа на этот вопрос, но я могу предложить систему мышления на это счет.

Смотрите на количество усилий, которые человек затратил. Если он сохранил гифку и механически переслал всем своим контактам,  то это можно расценить как ноль усилий и смело проигнорировать. Если же в поздравлении есть намек на то, что оно сделано специально для вас, то можно поблагодарить человека за факт его старания.

Я могу дать совет, как написать идеальное поздравление. Обычно мы желаем человеку то, чего у него нет. Однако это может звучать неуместно, вы можете ошибиться. «Максим, больше классных проектов, больше лекций… а поспишь потом!» – я мечтаю не совсем об этом.

Лучше поблагодарите человека в своем поздравлении за что-то конкретное: «Спасибо тебе за нашу дружбу! Вместе с тобой можно съездить в Тверь и вернуться!»

Точно так же можно писать и корпоративные поздравления: «Спасибо дорогой бухгалтерии за то, что зарплату мы получаем день в день! Я много где работал, но такой пунктуальности нигде не встречал!»

P.S. Приходите в лекторий «Живое слово»! Расписание наших лекций на сайте https://lectory69.ru/

Текст: Дмитрий Кочетков

Фото: Артем Ершов