Смена руководства театров, увольнение режиссеров, цензурные запреты – все это изменило российский театр после 24 февраля. Насколько безвозвратны это потери, мы говорили на лекции с театральным критиком Антоном Алексеевым.
Какой театр можно назвать великим?
Величина театра определяется не наличием мощных спектаклей, а тем, насколько он разнообразен. Например, советский театр 1920-х был именно таким: одновременно творили Мейерхольд, Евреинов, Вахтангов, Станиславский, Немирович-Данченко – это была россыпь режиссеров. Позже произошла «мхатизация» театров – каждый был калькой с МХАТа. Великие режиссеры появлялись, но по одному-два в десятилетие.
Насколько разнообразным был российский театр до 24 февраля?
У нас появились новые формы театра. Развивались несколько направлений.
Актуализировалась классика. Например, Дмитрий Крымов в спектакле «Своими словами» пересказывал «Евгения Онегина» для детей, приближая к ним Пушкина. В постановке Тимофея Кулябина «Три сестры» артисты общались друг с другом языком жестов, а реплики передавались субтитрами. С чеховского текста сдули пыль и предложили зрителям прочитать его так, как он должен звучать.
Ставились спектакли по современным пьесам Ивана Вырыпаева, Аси Волошиной и других авторов.
Интересен был документальный театр. Спектакль Кирилла Серебреникова «Похороны Сталина» состоял из вербатимов очевидцев и монологов современников, таких как Людмила Улицкая и Андрей Лошак.
Возникло много новых форм – спектакли-променады, спектакли по телефону, по интернету, мобильный художественный театр: покупаешь доступ к аудиозаписи, надеваешь наушники и идешь по определенному маршруту…
Что происходит сейчас?
Невозможно работать в театре, если ты публично критикуешь внешнюю политику государства. Твои спектакли снимают с репертуара, тебя увольняют и вынуждают покинуть страну.
Многие режиссеры уехали из России: Дмитрий Крымов, Кирилл Серебренников, Никита Бетехтин, Тимофей Кулябин. Многие были уволены, например Сергей Левицкий и Дмитрий Волкострелов.
Уехала Ася Волошина, а Иван Вырыпаев объявил, что гонорар со своих спектаклей будет отправлять на гуманитарную помощь Украине. Больше в России мы его спектакли не увидим.
Закрыли «Гоголь-центр». Директор Центра имени Мейерхольда Елена Ковальская публично заявила о своей позиции 24 февраля и уволилась.
Можно ли протащить в спектакль «крамольную» мысль?
Если не выражать протест открыто, то можно попробовать это сделать: содержание спектаклей пока не цензурируется. Однако есть некоторые маркеры. Например, оказалось, что нельзя петь песни на украинском языке. Я должен был ехать на фестиваль «1,2,3» в Новосибирске, но его отменили, потому что в спектакле «Юдифь» Бориса Павловича артистка пела украинскую песню.
Нельзя продвигать на фестивали и поддерживать грантами спектакли, в которых есть зоны импровизации, где артист может сказать что-то не то.
И конечно, сейчас сильна самоцензура. В 2021 году Никита Бетехтин выпустил спектакль «Герои среди нас», в котором жители Нижнего Новгорода делились тем, что их волнует. После того как Никита уехал, спектакль восстановили, и я посмотрел его уже в мае 2022 года. Если раньше первый монолог произносил сам Никита, то сейчас его роль исполнил какой-то другой человек, представившись режиссером. Из 50 участников спектакля никто ничего не сказал про нынешнюю ситуацию, хотя главным в этом спектакле можно назвать искренность всех его участников. Я понимаю, что им рекомендовали не касаться сегодняшних реалий. Но из 50 хотя бы один мог сказать, что режиссер уехал из страны, что происходит нечто странное. Не было ни одного искреннего монолога, а именно в этом заключался смысл спектакля.
Что нам всем теперь делать?
Никита Бетехтин создал список театров, которые разместили на фасаде букву Z. Многие актеры, режиссеры, критики, в том числе и я, стараются с такими театрами не сотрудничать.
Смысл моей лекции был в том, чтобы зафиксировать, каким был театр до 24 февраля. Важно сохранить эту память – она пригодится, когда все закончится и нам нужно будет восстанавливать театр.
Театр все еще остается проводником гуманистических ценностей, но делать его сейчас, как раньше, значит создавать иллюзию нормальности у зрителей.
Где посмотреть записи спектаклей
Чат-бот в ТГ @thetheaterbayv2bot
Группы ВК: «Современный театр», «вилисов постдраматический»
Сайт Культура.РФ